Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа № 1
им. П.И. Куприянова г. Жодино»
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа № 1
им. П.И. Куприянова г. Жодино»
№ п/п |
Проводимые мероприятия |
Дата |
Участники |
Ответственные |
1. |
Посещение и анализ уроков |
22.11.2021-26.11.2021 |
Администрация, руководители МО, классные руководители 5,10 класса |
Анализ (в печатном виде) |
2. |
Проверка классных журналов, выборочная проверка дневников
|
25.11.2021 |
Заместитель директора по основной деятельности Севко З.А. |
Информация по результатам проверки |
3. |
Анкетирование «Я пятиклассник» |
24.11.2021 |
Педагог-психолог Шевель О.А. Классный руководитель 5 класса Мороз И.А. |
Аналитическая информация |
4. |
Сравнительный анализ успеваемости по предметам (2020/2021 учебный год) I четверть 2021/2022 учебного года) |
до 25.11.2021 |
Классные руководители 5,10 класса |
Таблицы, выводы, рекомендации |
5. |
Анализ состояния здоровья учащихся |
до 25.11.2021 |
Медицинский работник Осмайловская О.Э. |
Информация о результатах |
6. |
Психолого-педагогический консилиум |
26.11.2021 |
Педагоги, социальный педагог Сермяжко Т.В., педагог-психолог Шевель О.А., заместитель директора по основной деятельности Севко З.А. |
Аналитическая информация с рекомендациями |
свернуть
Цель проведения недели: реализация принципа преемственности в обучении и воспитании дошкольников и учащихся І ступени общего среднего образования.
Задачи:
- обеспечить комплексный подход для успешной адаптации детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному;
- активизировать взаимодействия педагогов дошкольных групп и начальных (1-4) классов в применении форм и методов работы с обучающимися.
№ п/п |
Проводимые мероприятия |
Дата |
Участники |
Ответственные |
1. |
Выставка рисунков воспитанников старшей группы «Школа, в которой я хочу учиться» |
22.11.2021 |
Воспитанники старшей группы |
Воспитатели Лупеко Л.А., Ярошевич Н.Ф. |
Экскурсия по школе |
Воспитанники старшей группы |
Воспитатели Лупеко Л.А., Ярошевич Н.Ф. |
||
2. |
Видеоинтервью «Что такое «ШКОЛА»?» |
23.11.2021 |
Воспитанники старшей группы |
Воспитатель Ярошевич Н.Ф.
Учитель начальных классов Романова М.П. |
Видеорепортаж «Первые впечатления о школе» |
Учащиеся 1 класса |
|||
3. |
Открытое занятие по образовательной области «Элементарные математические представления» «Письмо феи Математики» |
24.11.2021 |
Воспитанники старшей группы |
Воспитатель Ярошевич Н.Ф. |
4. |
Открытый урок по предмету «Математика» в 1 классе «Состав числа 7» |
25.11.2021 |
Учащиеся 1 класса |
Учитель начальных классов Романова М.П. |
5. |
Спортивная эстафета «Веселые старты»
|
26.11.2021 |
Воспитанники старшей группы, учащиеся 1 класса.
|
Руководители физического воспитания Барабанщиков А.А., Лупеко Л.А. |
Психолого-педагогический консилиум «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни» |
Педагоги, воспитатели |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
свернуть
С 11 по 16 октября 2021 года в учреждении образования проходила Неделя матери, в рамках которой были проведены следующие мероприятия: творческая выставка "Мамины руки не знают скуки", конкурс сочинений "Главный человек на Земле", флешмоб "СМС для мамы", выставка плакатов "Наши мамы", конкурс чтецов "Лучшие слова для мамы". Кроме того, в каждом классе были проведены классные и информационные часы, посвящённые мамам, а также был празднично оформлен информационный стенд "14 октября - День матери".
Творческая выставка "Мамины руки не знают скуки" была представлена всеми группами и классами учебно-педагогического комплекса. Всего в ней приняло участие 34 мамы. Благодарим всех за участие.
В современной коррекционной педагогике комплексный подход к изучению детей с особенностями в развитии и поведении стал одним из ведущих.
Известно, что основной причиной неуспешности большинства учащихся является недостаточная готовность к обучению. Поэтому своевременное ее выявление у ребенка данной категории - актуальная проблема дошкольной логопедии. Практика работы специалистов ДОУ показывает, что устранение и коррекция недостатков развития детей помогает предупредить возникновение многих проблем в стенах школы.
Путь развития каждого ребенка индивидуален. И к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Классно-урочная система предполагает сформированность социальной позиции школьника, его умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Основной ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. В процессе игры ребенка в ролевые, сюжетные, и что самое важное, в игры с правилами формируются основные новообразования этого возраста.
Дошкольник моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних лидирует, в других - подчиняется, в третьих - осуществляет совместную кооперативную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед одноклассниками и учительницей, и даже отказ ходить в школу). Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Важно выявить и изучить особенности психологической готовности ребенка к школе. Своевременная диагностика в пяти - шестилетнем возрасте позволяет выявить те характеристики психосоматического становления ребенка, которые требует создания необходимых условий и среды развития.
Познавательные процессы
Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс -восприятие, мышление, память или воображение - не может протекать без внимания. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе.
В дошкольный период ребенок не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Она может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного.
Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки одного объекта и сравнивать их с особенностями другого.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.
С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Лучше, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:
формирование сенсорных эталонов;
обучение способам обследования предмета, а также различения формы, цвета, величины;
развитие аналитического восприятия: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста успешнее протекает в процессе изобразительной деятельности.
Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Начинать развивать логическое мышление следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок может овладеть на элементарном уровне приемами логического мышления. К ним относится: сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Обучение происходит в различных играх, конструировании, лепке, рисовании, чтении, общении со сверстниками и взрослыми. Малыш может понять и формулировать главную мысль предложения, текста, сюжета картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку. На первых этапах формирование этих приемов осуществляется с опорой на наглядный, конкретный материал и с участием наглядно-образного мышления.
В результате специально организованных занятий по коррекционной работе с детьми с особенностями в развитии показатели мышления улучшаются в 3-4 раза.
Память характеризуется как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.
У ребенка в 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.
Воображение осуществляет процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решения и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Воображение ребенка необходимо развивать с дошкольного возраста, в наиболее синзитивный период.
Все эти познавательные процессы включаются в комплексную системную подготовку к школе детей с особенностями в развитии и поведении. Проводятся занятия по развитию речи, формированию элементарных математических знаний, умений и навыков, ознакомлению с окружающим миром, развитию общей моторики (на занятиях по физической культуре), мелкой моторики (в практике ручного труда), на музыкальных занятиях.
Развитие речи
Одна из главных задач работников дошкольного образовательного учреждения - обучение воспитанников родному языку: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматико-стилистической правильности речи, развитие связной речи.
Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека.
Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют становлению его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, «готовят почву» для успешного обучения в школе и творческой трудовой деятельности.
Известно, что речь появляется и развивается благодаря, в основном, процессу подражания.
Основная единица языка - слово. Совершенствование общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем, познавательное развитие, формирование понятийного мышления также немыслимо без усвоения новых слов.
Все достижения ребенка в овладении родным языком отражаются в связной речи.
Серьезное внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи.
Целенаправленная работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения обеспечивает условия для решения задачи по подготовке детей к обучению грамоте. В процессе комплексной системной подготовки дошкольники начинают воспринимать устную речь как языковую действительность (составляют предложения, выделяют в них слова, делят слова на слоги и составляют из них слова).
В речевом развитии ведущая роль принадлежит именно взрослым.
Формирование элементарных математических представлений
В комплексной системной подготовке детей к школе у них совершенствуются навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти, счета на слух и по осязанию, отсчитывания предметов из большого количества в соответствии с заданным числом. При условии успешного овладения навыками счета от 1-го до 10-ти формируется умение считать в пределах 20-ти.
В процессе обучения на занятиях по развитию математических представлений детей учат классифицировать предметы по общим и отличительным признакам, устанавливать закономерности, последовательно рассуждать, формировать ответы, делать соответствующие выводы, выбирать адекватный способ решения поставленной задачи.
У детей развивается пространственное воображение, начальные элементы конструктивного мышления. Дети овладевают умением ориентироваться в ближнем (трехмерном) пространстве и при этом использовать общепринятые обозначения (отдельные знаки, символы - указатели направления движения), а также в двухмерном пространстве (на листе бумаги для рисования, странице тетради или книги и т.п.). Они учатся моделировать пространственные отношения, правильно обозначать их словами (правее, левее, выше, ниже, правый верхний (угол), левый нижний (угол), над, под, перед, впереди, за, сзади, напротив, между, в середине, вокруг, вдоль, поперек и др.). Усваиваются навыки «чтения» элементарных графических изображений направления движения в пространстве, движения в соответствии со схемой, указателями на плане или определения по ним направлений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.
У детей формируют элементарные представления о времени.
В ходе проведения занятий по основам математической деятельности важно формировать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также развивать вариантность мышления, произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
Ознакомление с окружающим миром
Ознакомление детей с фактами и явлениями окружающего мира - одна из основных задач умственного воспитания. Знакомить с ними надо таким образом, чтобы, обогащая представления детей, стимулировать любознательность и познавательные интересы, которые не развиваются сами по себе.
Первое - это предметное окружение, которое предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
Второе - это ознакомление детей с явлениями общественной жизни, основной темой является жизнь и труд людей. Возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают детям возможность глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Третье - это приобщение к миру природы. Основной задачей является углубление и систематизация представлений детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой, расширение знаний о природе.
Развитие общей моторики на физкультурных занятиях
Физкультурное занятие является ведущей формой организационной двигательной активности. При этом большое внимание следует уделять разучиванию элементов техники движении, отработке легкости и точности их выполнения. На каждом физкультурном занятии необходимо четко ставить перед детьми задачу, дать возможность осмыслить ее, объяснить ход и способы выполнения задания. В процессе обучения используются: объяснения, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. В упражнения и игры целесообразно включать элементы соревнования (это стимулирует проявления двигательных способностей, способствует совершенствованию умений и навыков), тщательно продумывая физическую и эмоциональную нагрузку с учетом подготовленности детей.
Ручной труд
На занятиях по ручному труду детей обучают работе с разными материалами. Воспитанники учатся под руководством педагога самостоятельно создавать предметы. В результате формируется необходимая для жизни ручная умелость, развивается творчество, способность к преобразованию материалов, развивается мелкая моторика рук.
Музыкальное воспитание
У детей дошкольного возраста появляется интерес к музыкальной грамоте, стремление выразительно исполнять песню, танец, проявлять творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Они мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка средствами музыкального искусства по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.
Кроме того, музыкальные занятия способствуют развитию таких важных для успешного ов ладения школьными навыками качеств как слуховое, фонематическое восприятие, чувство ритма, темп речи
Эмоциональное развитие
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка создавать и контролировать свои эмоции возрастает, как и понимание поведения. Взрослым надо хорошо представить себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся первые неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка.
«Идеальное» отношение взрослого к детям - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. Взрослым приходится работать с детьми, чье поведение особенно беспокоит. Часто помогает один и тот же подход независимо от того, считается ли эта проблема «мелкой» или серьезной. Однако, чем дольше ребенок ведет себя так или чем сильнее чувства, порождающие такое поведение, тем настойчивее нужно быть взрослому, чтобы справиться с проблемой и направить подопечного на другие пути ее преодоления. Это трудная работа, но она достигает своей цели и приносит удовлетворение.
свернуть
Генетически и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии, к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.
Большая часть человечества – праворукие – до 88%
леворукие – 5-12 %
И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:
¨ сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)
¨ сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)
¨ не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке)
¨ не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке)
¨ амбидекстры ((одинаково хорошо владеют обеими руками)
В литературе отмечается увеличение количества леворуких людей:
В 1928 г среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7 %
леворуких женщин – 3,3 %
в 1973 г. леворуких мужчин – 10,4 %
леворуких женщин – 8,8 %
Леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причина – агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться:
¨ отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты)
¨ механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей
За рубежом – существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей:
- магазины для левшей
- мебель
- бытовая техника
Негативное отношение к леворуким имеет давнюю историю. Например, в Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы (грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700 человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью, храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.
По мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой – осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.
Многие известные люди были леворукими:
Александр Македонский
Наполеон
Леонардо да Винчи
Павлов
Даль
Чарли Чаплин
Пол Маккартни
Есть данные о том, что среди леворуких детей:
Но причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» -- стрессовом воздействии праворукой среды.
Есть и другое мнение – леворукие люди гениальны.
Вывод:
Леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону)
Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:
Выделяют три вида леворукости:
Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:
Эти особенности будут проявляться
В обучении:
Определение леворукости:
Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:
Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.
Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:
Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число
Набор тестов М. Озьяс (французская исследовательница):
Все действия непривычны и нетренированы.
При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:
№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18
Набор тестов Князевой-Вильдавского:
Протокол:
Тест |
Правая рука |
Обе руки |
Левая рука |
1 2 3 |
+ |
+ |
+ |
Беды переученных левшей:
При обучении леворукого дошкольника
обращают особое внимание на
Этапы:
Задания:
Задания:
Требования к работе за столом:
Существуют специальные прописи для леворуких детей. Отличия от обычных прописей:
Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным, красивым и успешным. Совершенно закономерным является беспокойство родителей по поводу подготовки ребёнка к школьному обучению и грядущему поступлению в образовательное учреждение. С целью обратить переживания родителей в продуктивные способы подготовки детей к школе в данной статье будет рассмотрен материал об особенностях психо-физиологической готовности детей к обучению.
Как определить, готов ли ребенок к школе?
Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов:
Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него ассоциироваться с негативом.
Готовность интеллектуальная — необходимый уровень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение и т.д.). Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.
Проблемы адаптации первоклассников
В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник адаптируется в новой психологической обстановке. Часто процесс адаптации протекает пролонгировано; причинами затруднённой адаптации первоклассника могут выступить:
— неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная) и/или неадекватный уровень притязаний;
— отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще наблюдается у детей, не посещавших детский сад);
— отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон биологического ритма — особенно важный момент психо- физиологического здоровья для детей с гиперактивностью/дефицитом внимания);
— длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется работать за компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем, чем меньше времени ребёнок проводит с современной техникой, тем лучше. Дети сильно подвержены нервным перегрузкам, что часто приводит к истерическим или тревожным реакциям, проблемам со сном, страхам. При поступлении в школу от ребёнка не требуется владение компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за компьютером.);
— навязанные неверные представления о школе: родители или родственники могли «пугать» ребёнка школой, а у кого-то, напротив, могли сформировать восприятие через так называемые «розовые очки».
Учёт названных моментов и своевременное устранение проблемных ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.
Что такое логопедия?
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о способах их профилактики, диагностики и устранения с помощью специальных приёмов и методов. В переводе с греческого logos означает «слово, речь», paideia – «веду».
Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению. В таком случае в тетради малыша появятся так называемые «логопедические ошибки» (балка вместо палка, белёза вместо берёза, Шаша вместо Саша и т.д.) Это замены, искажения, перестановки букв, обозначающих на письме звуки в ударной позиции. Русский язык как предмет сам по себе достаточно труден для усвоения, ведь требуется запомнить множество понятий, правил, исключений, словарных слов. А если у маленького ученика имеется речевое недоразвитие, то без специальной логопедической помощи он обречён на неуспеваемость.
Логопедия тесно и неразрывно связана с психологией. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться особенности психики, которые влияют на школьную успеваемость и на развитие коммуникативной сферы (снижение памяти, неустойчивость внимания, нарушения мышления, нежелание общаться, стеснительность, тревожность и др.). Это так называемые «неречевые процессы», без учёта особенностей которых невозможно речевое и общее развитие. Как научить ребенка правильно говорить?
Чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и психологические трудности, запомните и используйте эти правила:
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие ребёнка. Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?
Правила речи (для ребёнка)
Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет говорить смело и уверенно. Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и уверенно. Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе. Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные звуки, произноси их легко и без напряжения.
Коррекция звукопроизношения
Главный принцип этой работы — регулярность и постоянство! Дети должны каждый день дома на первых порах под контролем родителей, а потом — самостоятельно выполнять комплекс упражнений. Эти упражнения направлены: на развитие воздушной струи, необходимой для произнесения звуков речи; на развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика); на закрепление правильного произнесения звуков (на речевом материале); на развитие неречевых процессов.
Чтобы воспитать правильное произношение одних занятий на логопедическом пункте в детском саду или с логопедом поликлиники мало, необходима регулярная работа дома. Родители обязаны помочь своему малышу научиться говорить правильно!
свернутьЦель: обеспечение благоприятных условий адаптации, развития интеллектуальных и творческих возможностей, сохранение и укрепление физического здоровья на этапе перехода дошкольное учреждение-школа.
Сроки |
Содержание |
Ответственные |
август |
Изучение нормативных документов, составление и обсуждение перспективных и календарных планов.
|
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
Корректировка списков учащихся 1 классов |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
|
Составление расписания с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СНиП Заполнение личных дел, анализ медицинского осмотра учащихся. |
Заместитель директора по ОД Романова М.П.
Кл.рук. 1-х класса
|
|
сентябрь |
Круглый стол педагогов дошкольного учреждения и начальной школы: обсуждение и утверждение плана преемственности в работе |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
октябрь |
Создание банка данных о неблагополучных семьях
|
Педагог социальный Сермяжко Т.В. |
Составление плана работы с семьями группы риска |
Социальный педагог Сермяжко Т.В., Педагог-психолог Шевель О.А. |
|
Своевременное информационное обеспечение периода адаптации |
Педагог-психолог Шевель О.А. |
|
март-август |
Организация работы по обеспечению 100% охвата 5 летних детей дошкольным образованием |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
май |
Уточнение списков будущих первоклассников (по итогам всеобуча) |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
сентябрь |
Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на выявление особенностей развития детей, выбор дифференцированных педагогических условий для развития. Создание банка данных детей с особенностями психофизического развития |
Педагог-психолог Шевель О.А., учитель-дефектолог Шлыкович Т.Е. |
в течение года |
Взаимопесещение педагогами и воспитателями учебных занятий |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
в течение года |
Экскурсии в школьную библиотеку, классы, на спортивную площадку |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
декабрь |
Консультации для учителя, работающего в 1 классах и воспитателей второй разновозрастной группы «Психологические особенности детей пятого-шестого годов жизни» |
Педагог – психолог Шевель О.А. |
январь |
Совещание для учителей начальных классов и воспитателей групп дошкольного образования «Анализ адаптации детей к школе» |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
февраль |
Консультация для учителя 1 класса и воспитателей второй разновозрастной группы «О причинах, лежащих в основе нарушения чтения и письма» |
Учитель-дефектолог Шлыкович Т.Е. |
март |
Распространение буклетов «Скоро в школу» |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
Определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК |
Учитель-дефектолог Шлыкович Т.Е., педагог-психолог Шевель О.А., кл.рук. 1 класса |
|
апрель-май |
Психолого-педагогическая диагностика выпускников второй разновозрастной группы, определение степени их готовности к обучению в школе в соответствии с образовательным стандартом «Дошкольное образование» |
Воспитатели второй разновозрастной группы Ярошевич Н.Ф., Лупеко Л.А. |
май |
Анализ результатов контрольных работ по учебным предметам |
Заместитель директора по ОД Романова М.П.
|
май |
Круглый стол: анализ готовности выпускников второй разновозрастной группы к обучению в школе; результаты первого года обучения учащихся 1 класса |
Заместитель директора по ОД Романова М.П.
|
сентябрь, январь |
Посещение учащихся 1 класса на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, организации свободного времени |
Классный руководитель 1 класса, социальный педагог Сермяжко Т.В. |
1 сентября |
Линейка, посвященная Дню знаний |
Классный руководитель 1 класса
|
сентябрь, январь |
Работа с социальным паспортом класса. Коррекционная работа с семьями |
Классный руководитель 1 класса |
октябрь |
Выставка поделок из природного материала «Щедрая осень» |
Классный руководитель 1 класса, воспитатели дошкольных групп
|
декабрь |
Родительское собрание «Адаптация в школе – радости и трудности» |
Классный руководитель 1 класса
|
в течение год |
Проведение речевых коррекционных занятий |
Учитель-дефектолог Шлыкович Т.Е.
|
ноябрь - март |
Проведение коррекционной работы по результатам психолого-педагогической диагностики |
Педагог-психолог Шевель О.А. |
В течение года |
Консультационный пункт: «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?» «Как подготовить ребенка к школьной жизни?» |
Воспитатель Ярошевич Н.Ф., педагог-психолог Шевель О.А. |
декабрь |
Подготовка к новогодним утренникам. Открытие «Мастерской Деда Мороза». |
Педагоги дошкольного и общего среднего образования |
ноябрь-май |
Проведение индивидуальных бесед: «Физическая готовность к обучению в школе»; «Об эмоционально-волевой готовности ребенка к обучению в школе»; «Как развивать усидчивость», «Поговорим о произвольности»; «Связная речь в жизни ребенка»; «Готовим руку к письму». |
Педагог-психолог Шевель О.А., учитель начальных классов Юбко С.М., воспитатель Ярошевич Н.Ф. |
январь |
Вовлечение детей из неблагополучных семей в деятельность объединений по интересам |
Педагоги дошкольного и общего среднего образования |
февраль |
Совместное мероприятие с семьей «Путешествие в мир творчества и фантазии» (изготовление подделок, выставка творческих работа учащихся 1 класса и воспитанников старших групп учреждений дошкольного образования» |
Педагоги дошкольного и общего среднего образования |
апрель |
Опрос законных представителей несовершеннолетних с целью выявления количества будущих первоклассников в СШ № 1 |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
май |
Организационное собрание для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу» |
Заместитель директора по ОД Романова М.П., педагог-психолог Шевель О.А., учитель-дефектолог Шлыкович Т.Е., учитель начальных классов Кравченко Е.А., воспитатель Ярошевич Н.Ф. |
Линейка, посвященная окончанию 2021/2022 учебного года |
Классный руководитель 1 класса |
свернуть
ГУО "Детский сад-средняя школа №1 им. П.И.Куприянова г. Жодино" представляет интервью воспитанников детского сада и учащихся первого класса. Им были заданы такие вопросы, как "Что ты думаешь о школе?", "Зачем дети ходят в школу?".
свернутьЦель проведения недели: реализация принципа преемственности в обучении и воспитании дошкольников и учащихся І ступени общего среднего образования.
Задачи:
- обеспечить комплексный подход для успешной адаптации детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному;
- активизировать взаимодействия педагогов дошкольных групп и начальных (1-4) классов в применении форм и методов работы с обучающимися.
№ п/п |
Проводимые мероприятия |
Дата |
Участники |
Ответственные |
1. |
Открытие Недели. Выставка рисунков воспитанников старшей группы «Школа, в которой я хочу учиться» |
26.10.2020 |
Воспитанники старшей группы |
Воспитатели Лупеко Л.А., Ярошевич Н.Ф. |
Экскурсия по школе |
Воспитанники старшей группы |
Воспитатели Лупеко Л.А., Ярошевич Н.Ф. |
||
2. |
Открытый урок по предмету «Русский язык» (обучение грамоте) в 1 классе «Звук [а], буквы А, а» 10.00-10.35 |
27.10.2020 |
Учащиеся 1 класса |
Учитель начальных классов Постникова Н.Н. |
3. |
Открытое занятие по образовательной области «Элементарные математические представления» «Путешествие в страну математики» 9.10-9.40 |
28.10.2020 |
Воспитанники старшей группы |
Воспитатель Ярошевич Н.Ф. |
4. |
Открытое занятие по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» «Королевство звуков» 10.30-11.00 |
29.10.2020 |
Воспитанники старшей группы |
Воспитатель Ярошевич Н.Ф. |
5. |
Видеоинтервью «Что ты знаешь о школе?» |
30.10.2020 |
Воспитанники старшей группы |
Смут А.С. Ярошевич Н.Ф. Постникова Н.Н. |
Видеорепортаж «Зачем дети ходят в школу?» |
Учащиеся 1 класса |
|||
6. |
Закрытие Недели. Психолого-педагогический консилиум «Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе» 11.00 |
02.11.2020 |
Педагоги, воспитатели |
Заместитель директора по ОД Романова М.П. |
Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.
Как же понять – готов ли ребёнок к школе?
Как правильно подготовить ребёнка к школе? Конечно же, ребёнку необходим запас знаний.
Родителей порой радует то, что ребёнок запомнил текст - стихотворения, сказку. Но гораздо важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «моторики руки». Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки.
Несколько советов вам родители:
- развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца. - формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающих. - загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, пусть ребёнок рассуждает вслух, не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять. - беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев осуждает, других одобряет
Так же при определении того, готов ли ребёнок к учёбе, следует учитывать желание ребёнка поступить в школу и учиться, какое у него сформировалось мнение о школе и об учёбе в целом.
Подготовка ребёнка к школе начинается с раннего возраста, самого рождения, так, как, в детском саду и в общении с родителями ребёнок получает первые знания.
Как подготовить ребёнка к школе?
Самым распространённым и правильным остаётся мнение, что перед поступлением в школу родители или воспитатели детского сада должны дать ребёнку начальные знания – знать звуки, и цифры, рисовать карандашами и красками, вырезать ножницами картинки.
Но самое главное то, что при подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.
Памятка родителям будущих первоклассников
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Как лучше это делать? Чему и как учить?
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.
Нет, не готовим! Они уже живут!
И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.
Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.
Что важно сделать перед школой?
Помните!
Десять советов родителям будущих первоклассников
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
свернутьБыть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
( Венгер Л. А.)
Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности
Составляющие психологической готовности
Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ).
Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.
Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.
Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками
Интеллектуальная готовность
Умение думать, анализировать, делать выводы.
Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.
Как развивать:
Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.
Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Личностно - социальная готовность
Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Как развить:
Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Мотивационная готовность
Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.
Как развить:
Формируйте положительное отношение :
- к школе,
-учителю,
-учебной деятельности,
-к самому себе.
Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.
Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях.
Эмоционально - волевая готовность
Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Сформировать эти качества можно только через игру !!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.
Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему !
Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Читайте художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.
И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью ( как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что " школа плохая ", " учитель злой " и т. д. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.
В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.
Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.
Саморегуляция – основа готовности к школе !
Психологически не готовый к школе ребенок
Проявляет мало инициативы
Не может включиться в общий режим работы класса
Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Работоспособность ребенка во время занятий
Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.
Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.
Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
свернуть