Преемственность

План проведения недели преемственности в обучении и воспитании (I и II, II и III ступени образования)

18.11.2021
развернуть

 

№ п/п

Проводимые мероприятия

Дата

Участники

Ответственные

1.

Посещение и анализ уроков

 22.11.2021-26.11.2021

 Администрация, руководители МО, классные руководители 5,10 класса

 Анализ (в печатном виде)

2.

Проверка классных журналов, выборочная проверка дневников

 

 25.11.2021

 Заместитель директора по основной деятельности Севко З.А.

 Информация по результатам проверки

3.

Анкетирование «Я пятиклассник»

 24.11.2021

 Педагог-психолог Шевель О.А.

Классный руководитель 5 класса Мороз И.А.

  Аналитическая информация

4.

Сравнительный анализ успеваемости по предметам (2020/2021 учебный год) I четверть 2021/2022 учебного года)

до 25.11.2021

Классные руководители 5,10 класса

Таблицы, выводы, рекомендации

5.

Анализ состояния здоровья учащихся

до 25.11.2021

Медицинский работник

Осмайловская О.Э.

Информация о результатах

6.

Психолого-педагогический консилиум

26.11.2021

Педагоги, социальный педагог Сермяжко Т.В.,

педагог-психолог Шевель О.А.,

заместитель директора по основной деятельности Севко З.А.

Аналитическая информация с рекомендациями

 

 

 

свернуть

План проведения «Недели содружества» по преемственности между дошкольным образованием и Ⅰ ступенью общего среднего образования на 2021/2022 учебный год

18.11.2021
развернуть

Цель проведения недели: реализация принципа преемственности в обучении и воспитании дошкольников   и учащихся І ступени общего среднего образования.

Задачи:

-  обеспечить комплексный подход для успешной адаптации детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному;

- активизировать взаимодействия педагогов  дошкольных групп  и начальных (1-4) классов в применении форм и методов работы с обучающимися.

 

№ п/п

Проводимые мероприятия

Дата

Участники

Ответственные

1.

Выставка рисунков воспитанников старшей  группы «Школа, в которой я хочу учиться»

22.11.2021

Воспитанники старшей группы

Воспитатели

Лупеко Л.А.,

Ярошевич Н.Ф.

Экскурсия по школе

Воспитанники старшей группы

Воспитатели

Лупеко Л.А.,

Ярошевич Н.Ф.

2.

Видеоинтервью

«Что такое «ШКОЛА»?»

23.11.2021

Воспитанники старшей группы

Воспитатель Ярошевич Н.Ф.

 

Учитель начальных классов

Романова М.П.

Видеорепортаж

«Первые впечатления о школе»

Учащиеся

1 класса

3.

Открытое занятие по образовательной области «Элементарные математические представления»

«Письмо феи Математики»

24.11.2021

Воспитанники старшей группы

Воспитатель Ярошевич Н.Ф.

4.

Открытый урок по предмету «Математика» в 1 классе

«Состав числа 7»

25.11.2021

Учащиеся 1 класса

Учитель начальных классов

Романова М.П.

5.

Спортивная эстафета

«Веселые старты»

 

26.11.2021

Воспитанники старшей группы, учащиеся 1 класса.

 

Руководители физического воспитания

Барабанщиков А.А.,

Лупеко Л.А.

Психолого-педагогический консилиум

«Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»

Педагоги, воспитатели

Заместитель директора по ОД Романова М.П.

 

свернуть

Творческая выставка "Мамины руки не знают скуки"

11.10.2021
развернуть

С 11 по 16 октября 2021 года в учреждении образования проходила Неделя матери, в рамках которой были проведены следующие мероприятия: творческая выставка "Мамины руки не знают скуки", конкурс сочинений "Главный человек на Земле", флешмоб "СМС для мамы", выставка плакатов "Наши мамы", конкурс чтецов "Лучшие слова для мамы". Кроме того, в каждом классе были проведены классные и информационные часы, посвящённые мамам, а также был празднично оформлен информационный стенд "14 октября - День матери".

Творческая выставка "Мамины руки не знают скуки" была представлена всеми группами и классами учебно-педагогического комплекса. Всего в ней приняло участие 34 мамы. Благодарим всех за участие.

свернуть

О подготовке к школе детей с особенностями в развитии и поведении

01.09.2021
развернуть

В современной коррекционной педагогике ком­плексный подход к изучению детей с особенностями в разви­тии и поведении стал одним из ведущих.

Известно, что основной при­чиной неуспешности большин­ства учащихся является недос­таточная готовность к обучению. Поэтому своевременное ее вы­явление у ребенка данной ка­тегории - актуальная проблема дошкольной логопедии. Практи­ка работы специалистов ДОУ по­казывает, что устранение и кор­рекция недостатков развития детей помогает предупредить возникновение многих проблем в стенах школы.

Путь развития каждого ре­бенка индивидуален. И к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Классно-урочная система предполагает сформированность социальной позиции школьника, его умение взаимодействовать со сверст­никами, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Основной ведущей деятель­ностью дошкольного детства является игра. В процессе игры ребенка в ролевые, сюжетные, и что самое важное, в игры с правилами формируются ос­новные новообразования этого возраста.

 

Дошкольник моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних лидирует, в других - подчиняется, в треть­их - осуществляет совместную кооперативную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он должен уметь играть. В против­ном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомер­ной и привести к появлению нев­ротических симптомов у ребен­ка (капризности, плаксивости, страха перед одноклассниками и учительницей, и даже отказ ходить в школу). Важно, чтобы ребенок был здоровым, вынос­ливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И са­мое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для ус­пешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Важно выявить и изучить особенности психо­логической готовности ребенка к школе. Своевременная диаг­ностика в пяти - шестилетнем возрасте позволяет выявить те характеристики психосоматического становления ребенка, кото­рые требует создания необходи­мых условий и среды развития.

 

Познавательные процессы

Внимание - основа любой ин­теллектуальной деятельности. Ни один психический процесс -восприятие, мышление, память или воображение - не может протекать без внимания. Имен­но невнимательность и является главной причиной плохой успе­ваемости детей в школе.

В дошкольный период ребенок не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему не­обходима помощь взрослого. Она может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания. Развитие произволь­ного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выпол­нение любого задания - как инте­ресного, так и неинтересного.

Для тренировки произволь­ного внимания наиболее под­ходящими являются задачи, в которых необходимо последова­тельно анализировать различные признаки одного объекта и срав­нивать их с особенностями дру­гого.

Сенсорное развитие ребен­ка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

С развитием сенсорики у ре­бенка появляется возможность овладения эстетическими цен­ностями в природе и обществе. С восприятием предметов и явле­ний окружающего мира начина­ется познание.

Лучше, чтобы процесс раз­вития сенсорных способностей осуществлялся целенаправлен­но. Этапы целенаправленного развития сенсорных способно­стей включают в себя:

формирование сенсорных эталонов;

обучение способам обсле­дования предмета, а также различения формы, цвета, величины;

развитие   аналитического восприятия: умение разби­раться в сочетаниях цветов, расчленять форму предме­тов, выделять отдельные измерения величины.

Развитие    сенсорных    спо­собностей детей дошкольного возраста успешнее протекает в процессе изобразительной дея­тельности.

Мышление - это процесс по­знания человеком действитель­ности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п. К шести-семи годам начина­ется более интенсивное форми­рование словесно-логического мышления, которое связано с ис­пользованием и преобразовани­ем понятий.

Начинать развивать логиче­ское мышление следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок может овладеть на элементарном уровне прие­мами логического мышления. К ним относится: сравнение, обоб­щение, классификация, систе­матизация и смысловое соотне­сение.

Обучение происходит в раз­личных играх, конструировании, лепке, рисовании, чтении, об­щении со сверстниками и взрос­лыми. Малыш может понять и формулировать главную мысль предложения, текста, сюжета картинки, объединить несколь­ко картинок на основе общего признака, разложить картин­ки на группы по существенно­му признаку. На первых этапах формирование этих приемов осуществляется с опорой на на­глядный, конкретный материал и с участием наглядно-образно­го мышления.

В результате специально ор­ганизованных занятий по коррекционной работе с детьми с особенностями в развитии пока­затели мышления улучшаются в 3-4 раза.

Память характеризуется как способность к получению, хране­нию и воспроизведению инфор­мации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобрете­ния знаний и умений.

У ребенка в 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти. Однако основной акцент следует делать на развитии произволь­ности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики во­обще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.

Воображение осуществляет процесс построения образа про­дукта деятельности еще до его возникновения, а также создание программы поведения в тех слу­чаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределен­ностью.

Особенность воображения со­стоит в том, что оно позволяет принимать решения и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, ко­торые в таких случаях необходи­мы мышлению. Воображение ребенка необ­ходимо развивать с дошкольного возраста, в наиболее синзитивный период.

Все эти познавательные про­цессы включаются в комплекс­ную системную подготовку к школе детей с особенностями в развитии и поведении. Прово­дятся занятия по развитию речи, формированию элементарных математических знаний, умений и навыков, ознакомлению с окру­жающим миром, развитию общей моторики (на занятиях по физи­ческой культуре), мелкой мото­рики (в практике ручного труда), на музыкальных занятиях.

 

Развитие речи

Одна из главных задач работ­ников дошкольного образова­тельного учреждения - обучение воспитанников родному языку: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой куль­туры речи, совершенствование грамматико-стилистической пра­вильности речи, развитие связ­ной речи.

Речь - инструмент развития высших отделов психики расту­щего человека.

Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно спо­собствуют становлению его ин­теллекта и эмоционально-воле­вой сферы, «готовят почву» для успешного обучения в школе и творческой трудовой деятель­ности.

Известно, что речь появляется и развивается благодаря, в ос­новном, процессу подражания.

Основная единица языка - сло­во. Совершенствование общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вме­сте с тем, познавательное разви­тие, формирование понятийного мышления также немыслимо без усвоения новых слов.

Все достижения ребенка в ов­ладении родным языком отража­ются в связной речи.

Серьезное внимание уделяет­ся воспитанию звуковой культу­ры речи.

Целенаправленная работа по формированию слухового вни­мания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения обеспечивает условия для решения задачи по подготов­ке детей к обучению грамоте. В процессе комплексной систем­ной подготовки дошкольники начинают воспринимать устную речь как языковую действитель­ность (составляют предложения, выделяют в них слова, делят сло­ва на слоги и составляют из них слова).

В речевом развитии веду­щая роль принадлежит именно взрослым.

 

Формирование элементар­ных математических пред­ставлений

В комплексной системной подготовке детей к школе у них совершенствуются навыки коли­чественного и порядкового счета в пределах десяти, счета на слух и по осязанию, отсчитывания предметов из большого количе­ства в соответствии с заданным числом. При условии успешно­го овладения навыками счета от 1-го до 10-ти формируется уме­ние считать в пределах 20-ти.

В процессе обучения на заня­тиях по развитию математиче­ских представлений детей учат классифицировать предметы по общим и отличительным при­знакам, устанавливать законо­мерности, последовательно рас­суждать, формировать ответы, делать соответствующие выво­ды, выбирать адекватный способ решения поставленной задачи.

У детей развивается про­странственное воображение, начальные элементы конструк­тивного мышления. Дети овладе­вают умением ориентироваться в ближнем (трехмерном) про­странстве и при этом использо­вать общепринятые обозначения (отдельные знаки, символы - ука­затели направления движения), а также в двухмерном пространстве (на листе бумаги для рисова­ния, странице тетради или книги и т.п.). Они учатся моделировать пространственные отношения, правильно обозначать их словами (правее, левее, выше, ниже, пра­вый верхний (угол), левый нижний (угол), над, под, перед, впереди, за, сзади, напротив, между, в се­редине, вокруг, вдоль, поперек и др.). Усваиваются навыки «чте­ния» элементарных графических изображений направления дви­жения в пространстве, движения в соответствии со схемой, указа­телями на плане или определе­ния по ним направлений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.

У детей формируют элементар­ные представления о времени.

В ходе проведения занятий по основам математической дея­тельности важно формировать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обоб­щение), а также развивать вари­антность мышления, произволь­ность поведения, самоанализ и самоконтроль.

 

Ознакомление с окружающим миром

Ознакомление детей с фак­тами и явлениями окружающего мира - одна из основных задач умственного воспитания. Знако­мить с ними надо таким образом, чтобы, обогащая представления детей, стимулировать любозна­тельность и познавательные ин­тересы, которые не развиваются сами по себе.

Первое - это предметное ок­ружение, которое предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о тво­рении человеческой мысли и ре­зультате трудовой деятельности.

Второе - это ознакомление детей с явлениями общественной жизни, основной темой является жизнь и труд людей. Возросшие познавательные интересы, рас­ширение круга знаний и пред­ставлений дают детям возмож­ность глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Третье - это приобщение к миру природы. Основной зада­чей является углубление и систе­матизация представлений детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой, расшире­ние знаний о природе.

 

Развитие общей моторики на физкультурных занятиях

Физкультурное занятие явля­ется ведущей формой организа­ционной двигательной активности. При этом большое внимание следует  уделять   разучиванию элементов техники движении, от­работке легкости и точности их выполнения. На каждом физкуль­турном занятии необходимо чет­ко ставить перед детьми задачу, дать возможность осмыслить ее, объяснить ход и способы выпол­нения задания. В процессе обу­чения используются: объяснения, показ новых сложных упражне­ний и отдельных элементов. В уп­ражнения и игры целесообразно включать элементы соревнова­ния (это стимулирует проявления двигательных способностей, спо­собствует совершенствованию умений и навыков), тщательно продумывая физическую и эмо­циональную нагрузку с учетом подготовленности детей.

 

Ручной труд

На занятиях по ручному труду детей обучают работе с разны­ми материалами. Воспитанники учатся под руководством педа­гога самостоятельно создавать предметы. В результате форми­руется необходимая для жизни ручная умелость, развивается творчество, способность к пре­образованию материалов, раз­вивается мелкая моторика рук.

 

Музыкальное воспитание

У детей дошкольного возрас­та появляется интерес к музы­кальной грамоте, стремление выразительно исполнять песню, танец, проявлять творчество, же­лание высказать свое мнение об услышанном. Они мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импрови­зации и сочинительству. Форми­рование личности ребенка сред­ствами музыкального искусства по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

Кроме того, музыкальные за­нятия способствуют развитию таких важных для успешного ов ладения школьными навыками качеств как слуховое, фонемати­ческое восприятие, чувство рит­ма, темп речи

 

Эмоциональное развитие

Физическому и речевому раз­витию ребенка сопутствуют и из­менения в эмоциональной сфе­ре. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка создавать и контролировать свои эмоции возрастает, как и понимание по­ведения. Взрослым надо хорошо представить себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся первые неверные оценки, не учи­тывающие возрастные особен­ности ребенка.

«Идеальное» отношение взрос­лого к детям - это постепенное подстраивание под эмоциональ­ное развитие и становление лич­ности ребенка. Взрослым при­ходится работать с детьми, чье поведение особенно беспокоит. Часто помогает один и тот же под­ход независимо от того, считает­ся ли эта проблема «мелкой» или серьезной. Однако, чем дольше ребенок ведет себя так или чем сильнее чувства, порождающие такое поведение, тем настойчи­вее нужно быть взрослому, чтобы справиться с проблемой и напра­вить подопечного на другие пути ее преодоления. Это трудная ра­бота, но она достигает своей цели и приносит удовлетворение.

 

свернуть

Особенности коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми

01.09.2021
развернуть

Генетически и исторически сложилось отношение общества, людей к леворукости как к аномалии, к нарушению, а не как к индивидуальному варианту нормы.

Большая часть человечества – праворукие – до 88%

                                    леворукие – 5-12 %

И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп:

¨     сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука)

¨     сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука)

¨     не выраженно леворукие  (отдают предпочтение левой руке)

¨     не выраженно праворукие (отдают предпочтение правой руке)

¨     амбидекстры  ((одинаково хорошо владеют обеими руками)

 

В литературе отмечается увеличение количества леворуких людей:

 

В 1928 г среди взрослых: леворуких мужчин – 4,7 %

                             леворуких женщин – 3,3 %

в 1973 г.                             леворуких мужчин –  10,4 %

                             леворуких женщин –   8,8 %

 

Леворуких детей больше, чем взрослых, но по мере взросления их становится меньше. Причинаагрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться:

¨     отсутствие специальных инструментов для леворуких (ножи, ножницы, музыкальные инструменты)

¨     механизмы на производстве сконструированы с учетом потребностей правшей

 

За рубежом – существует специальный комплекс мероприятий для создания благоприятной среды развития и жизни леворуких людей:

-         магазины для левшей

-         мебель

-         бытовая техника

Негативное отношение к леворуким  имеет давнюю историю. Например, в Библии картина страшного суда: справа – овцы (праведники), слева – козлы (грешники). Но с другой стороны в Библии есть упоминание об отряде из 700 человек из войска Вениамина, которые отличались ловкостью, меткостью, храбростью и были леворукими. Это интересные данные. Известно, что войско состояло из 26 700 чел. Значит, процент леворуких составлял 2,4 %.

 

По мнению некоторых ученых отношение к леворукости вытекало из представления о левой руке, как о «нечистой». Правой рукой здоровались, ели, молились, а левой – осуществляли гигиенические и физиологические процедуры.

Многие известные люди были леворукими:

Александр Македонский

Наполеон

Леонардо да Винчи

Павлов

Даль

Чарли Чаплин

Пол Маккартни

 

Есть данные о том, что среди леворуких детей:

 

  • высок удельный вес детей с особенностями развития ЦНС
  • много детей с асинхронным развитием некоторых психических функций
  • высокая эмоциональность
  • отставание в развитии психомоторных функций
  • отставание в развитии пространственного восприятия
  • много подростков с девиантным поведением

 

Но причина кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» -- стрессовом воздействии праворукой среды.

Есть и другое мнение – леворукие люди гениальны.

Вывод:

Леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону)

 

Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:

  1. Влияние внешней среды:
  • вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП)
  • ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям)
  1. Патологическая леворукость
  • родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении)
  • патология беременности
  • зеркальное положение у близнецов

 

  1. Наследственный фактор

 

 

Выделяют три вида леворукости:

  1. Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость
  2. Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства
  3. Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности

 

Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

 

Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих и различные особенности межполушарной симметрии:

  • леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии
  • леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии
  • леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях

 

Эти особенности будут проявляться

  • в формировании высших психических функций
  • в деятельности ребенка
  • в приспособлении к различным условиям внешней среды:
  • трудности в адаптации в новой обстановке
  • повышенная эмоциональность и впечатлительность
  • высокий уровень тревожности
  • повышенная возбудимость
  • неуверенность в себе
  • хорошее понимание социальных нормативов
  • ориентированность на общение

 

В обучении:

  • лучшее опознавание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей, таблиц) – для детей без речевых патологий
  • трудности в выполнении зрительно-пространственных заданий
  • недостаточность наглядно-образного мышления
  • недостаточность зрительной памяти
  • недостаточность пространственного восприятия
  • трудности в формировании звукобуквенного анализа и синтеза
  • недостаточность тонкодифференцированных движений руки
  • трудности овладения порядковым счетом
  • зеркальное письмо
  • трудности в работе с циферблатом

 

Определение леворукости:

  1. В возрасте 17 дней – сила сжимания кулака (основано на рефлексе новорожденных)
  2. В возрасте 1-1,5 мес. – удержание погремушки
  3. В возрасте 1 мес. – «тонический шейный рефлекс» – лежа на спине «поза фехтовальщика» – в какую сторону больше повернута голова, какая рука и нога более распрямлены – та рука ведущая
  4. В возрасте 3 мес. – к моменту утрачивания рефлексов новорожденного – у будущих левшей они исчезают сначала на левой руке, следовательно она используется для манипулирования с предметами

 

Некоторые ученые утверждают, что до 5 лет у ребенка наблюдаются периоды право-леворукости:

  • с 16-20 недель до 2 лет – волнообразные изменения
  • с 2 до 5 лет – равноценность рук
  • с 5 лет – стойкое предпочтение

             Только некоторые действия требуют участия определенной руки: еда, рисование, письмо, чистка зубов, расчесывание. Все другие действия выполняют обе руки, но при этом одна рука активна, другая – пассивна (поддерживает предмет) – развязывание шнурков, складывание игрушек и т.д.

 

Традиционно после 5 лет используют тесты для выявления леворукости:

  1. переплетение пальцев рук (какай большой палец сверху)
  2. поза Наполеона (какая рука сверху)
  3. апплодирование (тест для взрослых)
  4. проба на одновременные действия обеих рук (рисование круга, квадрата, треугольника) – у ведущей руки более четкие линии, отсутствие тремора – можно проводить с закрытыми глазами
  5. оценка скорости движений (за 10 сек.)
  • постукивание указательным пальцем по столу
  • отмечание точек на листе

Задание выполняется трижды, подсчитывается среднее число

  1. измерение силы ручным динамометром (из трех попыток)

 

Набор тестов М. Озьяс (французская исследовательница):

  1. завинтить крышки на бутылках
  2. зажечь спичку
  3. разрезать бумагу ножницами
  4. накалывание, нанизывание (вставляется стержень в отверстие, нанизываются пуговицы, бусины)
  5. почистить обувь щеткой
  6. намотать нитку на катушку
  7. перелить воду из одного сосуда в другой
  8. попасть иголкой в небольшую точку
  9. отвинтить гайку
  10. сложить мелкие детали в узкий цилиндр
  11. разложить (раздать) карточки
  12. проколоть дырочки (5-6 ударов)
  13. стереть ластиком изображение
  14. продеть нитку в иголку
  15. стряхнуть с себя соринки, пыль
  16. капнуть из пипетки во флакон
  17. достать бусинку ложкой из стакана
  18. позвонить колокольчиком
  19. закрыть-открыть молнию на сумке
  20. взять стакан и сделать несколько глотков

 

Все действия непривычны и нетренированы.

При определении (выборе) ведущей руки показательными считаются задания:

№№ 2,4,7,11,12,13,15,16,17,18

 

Набор тестов Князевой-Вильдавского:

  1. рисование (правой и левой рукой) – качество выполнения
  2. открывание коробочки («найди спичку») – 3-5 коробочек
  3. колодец из спичек (активная рука)
  4. игра в мяч (активная рука)
  5. вырезание по контуру (активная рука - не обязательно та, которая держит ножницы)
  6. нанизывание бисера на иголку
  7. выполнение вращательных движений (открывание пузырьков)
  8. развязывание узелков (шнур средней толщины)
  9. построение из кубиков дома

 

 

Протокол:

 

Тест

Правая рука

Обе руки

Левая рука

1

2

3

         +

        

           + 

 

 

             +

 

Беды переученных левшей:

  • возникновение неврозов – стрессовый фактор переучивания
  • ребенку навязывается чуждый биологический тип деятельности, нарушается баланс взаимодействия полушарий
  • намеренно создаются условия для неудач, неумелости, неловкости, неуверенности
  • конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему
  • страх перед деятельностью, переживания
  • астенический синдром на фоне стресса
  • аффективные реакции
  • навязчивые состояния
  • использование символических ритуалов
  • невротический энурез
  • заикание

 

При обучении леворукого дошкольника

 обращают особое внимание на

  • развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительный материал
  • развитие фонематического слуха
  • развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Этапы:

  • выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы
  • сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…
  • различение и выделение согласных звуков в словах
  • дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.
  • развитие тонкокоординированных движений рук

Задания:

  • лабиринты
  • проведение прямых линий от точки к крестику
  • штриховки
  • шнуровки
  • завязывание бантиков
  • пальчиковые упражнения
  • развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

Задания:

  • найди такую же фигуру
  • найди такое же сочетание фигур
  • найди такую же букву
  • найди такое же сочетание букв
  • найди такую же цифру
  • найди сочетание цифр
  • сложи фигуру из деталей
  • найти, что написано неправильно
  • спрятанные треугольники
  • скопируй фигуры
  • дорисуй фигуры
  • дорисуй недостающие детали
  • обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата
  • предупреждение зеркального письма
  • формирование навыка порядкового счета

 

Требования к работе за столом:

  • свет при письме падает справа
  • бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины груди или чуть левее
  • ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня

 

Существуют специальные прописи для леворуких детей. Отличия от обычных прописей:

  • весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны
  • начало и конец строки помечаются специальным значком
  • направление письма показано стрелкой
  • прямое без наклона написание букв
  • написание букв с отрывом линии
  • написание букв сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)
  • печатная буква пишется сверху на середине листа
  • таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой
  • последовательность этапов работы над буквой:
  • обведи букву по точкам
  • напиши элементы буквы
  • напиши букву самостоятельно
  • обведи слоги, слова
  • напиши слоги, слова самостоятельно
  • зачеркни неверно написанные буквы
  • ребусы и игровые задания
свернуть

Консультация школьного учителя-дефектолога для родителей будущих первоклассников

30.08.2021
развернуть

Каждый родитель  мечтает вырастить своё  чадо самым умным,  красивым и успешным.  Совершенно  закономерным является  беспокойство родителей  по поводу подготовки  ребёнка к школьному  обучению и грядущему  поступлению в  образовательное  учреждение. С целью  обратить переживания родителей в продуктивные способы подготовки детей  к школе в данной статье будет рассмотрен материал об особенностях психо-физиологической готовности детей к обучению.

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его  физического и психического развития и включает в себя несколько  моментов:

Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе  важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать  интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные  принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на  последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него  ассоциироваться с негативом.

Готовность интеллектуальная — необходимый уровень  сформированности высших психических функций (внимание, память,  мышление, речь, воображение и т.д.). Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть  сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.

Проблемы адаптации первоклассников

В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник  адаптируется в новой психологической обстановке. Часто процесс  адаптации протекает пролонгировано; причинами затруднённой  адаптации первоклассника могут выступить:

— неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная)  и/или неадекватный уровень притязаний;

— отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще  наблюдается у детей, не посещавших детский сад);

— отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон  биологического ритма — особенно важный момент психо- физиологического здоровья для детей с  гиперактивностью/дефицитом внимания);

— длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям  дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется  работать за компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем, чем меньше времени ребёнок проводит с  современной техникой, тем лучше. Дети сильно подвержены  нервным перегрузкам, что часто приводит к истерическим или  тревожным реакциям, проблемам со сном, страхам. При  поступлении в школу от ребёнка не требуется владение  компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за  компьютером.);

— навязанные неверные представления о школе: родители или  родственники могли «пугать» ребёнка школой, а у кого-то,  напротив, могли сформировать восприятие через так называемые  «розовые очки».

Учёт названных моментов и своевременное устранение  проблемных ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.

Что такое логопедия?

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о способах их профилактики, диагностики и устранения с помощью специальных приёмов и методов. В переводе с греческого logos означает «слово, речь»,  paideia – «веду».

Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении  новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над  уже сформированной (к моменту начала обучения в школе)  системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место  какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития  нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по  русскому языку и чтению. В таком случае в тетради малыша  появятся так называемые «логопедические ошибки» (балка вместо палка, белёза вместо берёза, Шаша вместо Саша и  т.д.) Это замены, искажения, перестановки букв, обозначающих на  письме звуки в ударной позиции. Русский язык как предмет сам по  себе достаточно труден для усвоения, ведь требуется запомнить  множество понятий, правил, исключений, словарных слов. А если у  маленького ученика имеется речевое недоразвитие, то без  специальной логопедической помощи он обречён на неуспеваемость.

Логопедия тесно и неразрывно связана с психологией. У детей  с недоразвитием речи могут наблюдаться особенности психики,  которые влияют на школьную успеваемость и на развитие  коммуникативной сферы (снижение памяти, неустойчивость  внимания, нарушения мышления, нежелание общаться,  стеснительность, тревожность и др.). Это так называемые  «неречевые процессы», без учёта особенностей которых  невозможно речевое и общее развитие. Как научить ребенка правильно говорить?

Чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и  психологические трудности, запомните и используйте эти правила:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития  ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры,  упражнения, речевой материал должны соответствовать его  возрасту.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не  торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не  забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты,  встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также  уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это  тормозит речевое развитие ребёнка. Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте  осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее  — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или  иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или  говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не  спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте  проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Правила речи (для ребёнка)

Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет говорить  смело и уверенно. Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и уверенно. Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе. Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные звуки,  произноси их легко и без напряжения.

Коррекция звукопроизношения

Главный принцип этой работы — регулярность и постоянство! Дети  должны каждый день дома на первых порах под контролем родителей, а потом — самостоятельно выполнять комплекс упражнений. Эти упражнения направлены: на развитие воздушной струи, необходимой для произнесения звуков речи; на развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная  гимнастика); на закрепление правильного произнесения звуков (на речевом материале); на развитие неречевых процессов.

Чтобы воспитать правильное произношение одних занятий на  логопедическом пункте в детском саду или с логопедом поликлиники мало,  необходима регулярная работа дома. Родители обязаны помочь своему  малышу научиться говорить правильно!

свернуть

План работы по обеспечению преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования на 2021/2022 учебный год

30.08.2021
развернуть

Цель: обеспечение благоприятных условий адаптации, развития интеллектуальных и творческих возможностей, сохранение и укрепление физического здоровья на этапе перехода дошкольное учреждение-школа.

 

  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Сроки

Содержание

Ответственные

август

Изучение нормативных документов, составление и обсуждение перспективных и календарных планов.

 

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

Корректировка списков учащихся 1 классов

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

Составление расписания с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СНиП

Заполнение личных дел, анализ медицинского осмотра учащихся.

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

 

Кл.рук. 1-х класса

 

сентябрь

Круглый стол  педагогов дошкольного учреждения и начальной школы:

обсуждение и утверждение плана преемственности в работе

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

октябрь 

Создание банка данных о неблагополучных семьях

 

Педагог социальный Сермяжко Т.В.

Составление плана работы с семьями группы риска

Социальный педагог

Сермяжко Т.В.,

Педагог-психолог

Шевель О.А.

Своевременное информационное обеспечение периода адаптации

Педагог-психолог

Шевель О.А.

март-август

Организация работы по обеспечению 100% охвата 5 летних детей дошкольным образованием

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

май

Уточнение списков будущих первоклассников (по итогам всеобуча)

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

сентябрь

Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на выявление особенностей развития детей, выбор дифференцированных педагогических условий для развития.

Создание банка данных детей с особенностями психофизического развития

Педагог-психолог

Шевель О.А.,

учитель-дефектолог

Шлыкович Т.Е.

в течение года

Взаимопесещение педагогами и воспитателями учебных занятий

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

в течение года

Экскурсии в школьную библиотеку, классы, на спортивную площадку

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

декабрь

Консультации для учителя, работающего в 1 классах и воспитателей второй разновозрастной группы «Психологические особенности детей пятого-шестого годов жизни»

Педагог – психолог

Шевель О.А.

январь

Совещание для учителей начальных классов и воспитателей групп дошкольного образования «Анализ адаптации детей к школе»

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

февраль

Консультация для учителя 1 класса и воспитателей второй разновозрастной группы «О причинах, лежащих в основе нарушения чтения и письма»

Учитель-дефектолог

Шлыкович Т.Е.

март

Распространение буклетов «Скоро в школу»

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

Определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК

Учитель-дефектолог Шлыкович Т.Е.,

педагог-психолог

Шевель О.А.,

кл.рук. 1 класса

апрель-май

Психолого-педагогическая диагностика выпускников второй разновозрастной группы, определение степени их готовности к обучению в школе в соответствии с образовательным стандартом «Дошкольное образование»

Воспитатели второй разновозрастной группы

Ярошевич Н.Ф.,

Лупеко Л.А.

май

Анализ результатов контрольных работ по учебным предметам

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

 

май

Круглый стол: анализ готовности выпускников второй разновозрастной группы к обучению в школе; результаты первого года обучения учащихся 1 класса

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

 

 

  1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

сентябрь, январь

Посещение учащихся 1 класса на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, организации свободного времени

Классный руководитель

1 класса,

социальный педагог

Сермяжко Т.В.

1 сентября

Линейка, посвященная Дню знаний

Классный руководитель

1 класса

 

 

сентябрь, январь

Работа с социальным паспортом класса. Коррекционная работа с семьями

Классный руководитель

1 класса

октябрь

Выставка поделок из природного материала «Щедрая осень»

Классный руководитель

1 класса, воспитатели дошкольных групп

 

декабрь

Родительское собрание «Адаптация в школе – радости и трудности»

Классный руководитель 1 класса

 

в течение год

Проведение речевых коррекционных занятий

Учитель-дефектолог Шлыкович Т.Е.

 

 

ноябрь - март

Проведение коррекционной работы по результатам психолого-педагогической диагностики

Педагог-психолог

Шевель О.А.

В течение года

Консультационный пункт: «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?» «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

Воспитатель

Ярошевич Н.Ф.,

педагог-психолог

Шевель О.А.

декабрь

Подготовка к новогодним утренникам. Открытие «Мастерской Деда Мороза».

Педагоги дошкольного и общего среднего образования

ноябрь-май

Проведение индивидуальных бесед: «Физическая готовность к обучению в школе»; «Об эмоционально-волевой готовности ребенка к обучению в школе»; «Как развивать усидчивость», «Поговорим о произвольности»; «Связная речь в жизни ребенка»; «Готовим руку к письму».

Педагог-психолог

Шевель О.А.,

учитель начальных классов Юбко С.М.,

воспитатель

Ярошевич Н.Ф.

январь

Вовлечение детей из неблагополучных семей в деятельность объединений по интересам

Педагоги дошкольного и общего среднего образования

февраль

Совместное мероприятие с семьей «Путешествие в мир творчества и фантазии» (изготовление подделок, выставка творческих работа учащихся 1 класса и воспитанников старших групп учреждений дошкольного образования»

Педагоги дошкольного и общего среднего образования

апрель

Опрос законных представителей несовершеннолетних с целью выявления количества будущих первоклассников в СШ № 1

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.

май

Организационное собрание для родителей будущих первоклассников «Скоро в школу»

Заместитель директора по ОД

Романова М.П.,

педагог-психолог

Шевель О.А.,

учитель-дефектолог Шлыкович Т.Е., учитель начальных классов

Кравченко Е.А.,

воспитатель Ярошевич Н.Ф.

Линейка, посвященная окончанию 2021/2022 учебного года

Классный руководитель

1 класса

 

свернуть

Осуществляется набор на 2021/2022 учебный год в Ⅰ класс с русским языком обучения

02.06.2021
развернуть

Интервью воспитанников детского сада и учащихся первого класса

30.10.2020
развернуть

ГУО "Детский сад-средняя школа №1 им. П.И.Куприянова г. Жодино" представляет интервью воспитанников детского сада и учащихся первого класса. Им были заданы такие вопросы, как "Что ты думаешь о школе?", "Зачем дети ходят в школу?".

свернуть

План проведения «Недели содружества» по преемственности между дошкольным образованием и Ⅰ ступенью общего среднего образования на 2020/2021 учебный год

26.10.2020
развернуть

Цель проведения недели: реализация принципа преемственности в обучении и воспитании дошкольников   и учащихся І ступени общего среднего образования.

Задачи:

-  обеспечить комплексный подход для успешной адаптации детей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному;

- активизировать взаимодействия педагогов  дошкольных групп  и начальных (1-4) классов в применении форм и методов работы с обучающимися.

 

№ п/п

Проводимые мероприятия

Дата

Участники

Ответственные

1.

Открытие Недели.

Выставка рисунков воспитанников старшей  группы «Школа, в которой я хочу учиться»

26.10.2020

Воспитанники старшей группы

Воспитатели

Лупеко Л.А.,

Ярошевич Н.Ф.

Экскурсия по школе

Воспитанники старшей группы

Воспитатели

Лупеко Л.А.,

Ярошевич Н.Ф.

2.

Открытый урок по предмету «Русский язык»

(обучение грамоте)

 в 1  классе «Звук [а], буквы А, а»

10.00-10.35

27.10.2020

Учащиеся

1 класса

Учитель начальных классов

Постникова Н.Н.

3.

Открытое занятие по образовательной области «Элементарные математические представления»

«Путешествие в страну математики»

9.10-9.40

28.10.2020

Воспитанники старшей группы

Воспитатель Ярошевич Н.Ф.

4.

Открытое занятие по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте»

«Королевство звуков»

10.30-11.00

29.10.2020

Воспитанники старшей группы

Воспитатель Ярошевич Н.Ф.

5.

Видеоинтервью

«Что ты знаешь о школе?»

30.10.2020

Воспитанники старшей группы

Смут А.С.

Ярошевич Н.Ф.

Постникова Н.Н.

Видеорепортаж

«Зачем дети ходят в школу?»

Учащиеся

1 класса

6.

Закрытие Недели.

Психолого-педагогический консилиум

«Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе»

11.00

02.11.2020

Педагоги, воспитатели

Заместитель директора по ОД Романова М.П.

свернуть

Как подготовить ребёнка к школе

16.06.2020
развернуть

Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.

Как же понять – готов ли ребёнок к школе? 

Как правильно подготовить ребёнка к школе? Конечно же, ребёнку необходим запас знаний. 

Родителей порой радует то, что ребёнок запомнил текст - стихотворения, сказку. Но гораздо важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «моторики руки». Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки.

Несколько советов вам родители:

- развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца. - формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающих. - загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, пусть ребёнок рассуждает вслух, не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять. - беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев осуждает, других одобряет

Так же при определении того, готов ли ребёнок к учёбе, следует учитывать желание  ребёнка  поступить  в  школу  и  учиться,  какое  у  него  сформировалось мнение о школе и об учёбе в целом.

Подготовка ребёнка к школе начинается с раннего возраста, самого рождения, так, как, в детском саду и в общении с родителями ребёнок получает первые знания.

Как подготовить ребёнка к школе? 

  1. 1. Ребёнок учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2. 2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные дни.
  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
  4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше». 
  5. 5. Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне ("Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, автобусе («Слова-города» и др.)
  6. Дети эмоционально – отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.
  7. 7. Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.

Самым распространённым и правильным остаётся мнение, что перед поступлением в школу родители или воспитатели детского сада должны дать ребёнку начальные знания – знать звуки, и цифры, рисовать карандашами и красками, вырезать ножницами картинки.

Но самое главное то, что при подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.

Памятка родителям будущих первоклассников

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Что важно сделать перед школой?

  1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.
  2. Сформировать интерес к книге.
  3. Приучить соблюдать режим дня.
  4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Помните!

  • Характер формируется до 3-х лет.
  • До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Десять советов родителям будущих первоклассников

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

свернуть

Психологическая готовность ребёнка к школе

08.06.2020
развернуть

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

( Венгер Л. А.)

 

Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. 

 Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности 

Составляющие психологической готовности

Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ).

Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками 

Интеллектуальная готовность

Умение думать, анализировать, делать выводы.

Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.

Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

 А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.

Как развивать:

Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. 

Личностно - социальная готовность

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить:

Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. 

 Мотивационная готовность

 Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.

Как развить:

 Формируйте положительное отношение :

- к школе,

-учителю,

 -учебной деятельности,

 -к самому себе.

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях. 

 Эмоционально - волевая готовность

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Сформировать эти качества можно только через игру !!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

Важно  приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему ! 

Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Читайте  художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.

И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью ( как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что " школа плохая ", " учитель злой " и т. д.  Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. 

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно. 

Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.

Саморегуляция – основа готовности к школе !

 Психологически не готовый к школе ребенок

Проявляет мало инициативы

Не может включиться в общий режим работы класса

Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается

Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

 Работоспособность ребенка во время занятий

Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.

Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.

Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой. 

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. 

свернуть