Родительский Университет

Родительский университет, его цели, задачи, направления работы

развернуть

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

свернуть

«Консультация для родителей. О насилии по отношению к детям

30.01.2023
развернуть

Актуальность. В последние десятилетия разрушился один из наиболее устойчивых мифов о том, что дети – это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Ещё совсем недавно считалось, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефективностью. Подчёркивая актуальность изучения

насилия и жестокого обращения, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.

Уже ни для кого не секрет, что ребёнок может столкнуться с

насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья не является исключением, несмотря на то, что данный социальный институт признан обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития общества.

Насилие в отношении детей и пренебрежение их основными

потребностями оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. 30% девочек, переживших сексуальное насилие и не получившие поддержку и профессиональную помощь, имеют беспорядочные половые связи, занимаются проституцией.

Для мальчиков-подростков, подвергшихся насилию, характерны также отклонения в поведении: жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.

                                               Виды насилия

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. abuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment – плохой, недостаточный уход)

Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон различный действий.

Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребёнку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия как удары кулаком, избиение, удары ногой, «трясение», кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияние сетчатки) или

Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности)

К этой форме насилия относится:

-открытое неприятие и постоянная критика подростка;

-угрозы в адрес ребёнка без применения физического насилия;

-оскорбление и унижение достоинства ребёнка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция;

-предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям, ложь и невыполнение взрослыми обещаний; психическое воздействие, вызвавшее у несовершеннолетнего психическую травму, и др.

К этой форме жестокости можно отнести ещё один вид насилия над  личностью – доведение до самоубийства. Статистика последних лет отмечает неуклонный рост суицидальных попыток среди школьников.

Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребёнка, или сексуальная эксплуатация ребёнка.

Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания, эксгибиционизм

(демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывание частей тела; вуайеризм (систематическое подглядывание); обман и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение

информации, несоответствующей возрасту, и инцест; демонстрация порно и развратные действия, а также непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.

         Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по воспитанию, защите и

обеспечению основных потребностей ребёнка, наносящие значительный вред нормальному развитию ребёнка или создающее серьёзный риск этого.

Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение.

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребёнка, либо угрожают правам и благополучию ребёнка.

Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника.

свернуть

Консультация для родителей по профилактике детского травматизма

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике детского травматизма

         Уважаемые родители! Детский травматизм — серьезная проблема, но если вы будете следить за своим ребенком и научите его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.

Предупреждение детского травматизма это:

1) устранение травмоопасных ситуаций;

2) физическое развитие ребенка, так как физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы;

3) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Дорожно-транспортный травматизм

  • Разработайте вместе с ребёнком наиболее безопасный путь до школы. Пройдите вместе с ним по разработанному маршруту в школу и обратно домой.
  • Объясните ребенку, что в городе ходить нужно только по тротуару. Если тротуара нет, то идти следует по левой стороне улицы, навстречу движущемуся транспорту. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги.
  • Научите ребенка переходить улицу только по пешеходному переходу, дождавшись зеленого сигнала светофора для пешеходов и убедившись, что все машины остановились. Объясните, что, переходя дорогу, сначала следует посмотреть налево, а потом направо.
  • Объясните ребенку, что нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке транспортом (автобусом, троллейбусом, трамваем). Нужно подождать, пока транспорт отойдет, и только потом начать переход.
  • Отправляя ребенка кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нем надеты средства защиты, и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала.
  • Не разрешайте ребенку использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги. •

 Научите ребенка различать транспортные средства, запомнить, какие из них представляют наибольшую опасность.

  • Обучите ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде, использованию в обязательном порядке защитных шлемов и других приспособлений.
  • Объясните детям, насколько опасно катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
  • Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!
  • Запрещайте детям кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов, садиться и высаживаться на ходу поезда; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда; подходить к вагону до полной остановки поезда.
  • Не разрешайте детям прыгать с платформы на железнодорожные пути; устраивать на платформе и на железнодорожных путях игры; бежать по платформе рядом с вагоном движущегося поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда.
  • Объясняйте детям, что крайне опасно на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь; переходить через железнодорожные пути перед близко стоящим поездом; переходить путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии поезда встречного направления; проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.

Утопление

  • Научите детей правилам поведения на воде и не оставляйте их без присмотра вблизи водоемов.
  • Научите детей плавать с раннего возраста.
  • Обязательно используйте детские спасательные жилеты соответствующего размера при всех вариантах отдыха на открытой воде (лодки, плоты, водные велосипеды, «бананы», катера, яхты и др.).
  • Обязательно и надежно закрывайте колодцы, цистерны, бочки с водой и т.д.
  • Помните, что занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Отравления.

  • Давайте ребенку медикаменты только строго по назначению врача, и ни в коем случае не давайте ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста; храните медикаменты в недоступных для детей местах.
  • Ни в коем случае не храните в бутылках для пищевых продуктов отбеливатели, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, медикаменты, горючие вещества - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в абсолютно недоступном для детей месте.
  • Научите ребенка правильно вести себя в лесу, следите за ребенком при прогулках по лесу, так как ядовитые грибы и ягоды, другие растения являются возможной причиной тяжелых отравлений.
  • Неукоснительно соблюдайте правила противопожарной безопасности во всех местах пребывания детей, особенно там, где есть открытый огонь (печи, камины, бани и т.д.) во избежание отравления угарным газом.

 Поражения электрическим током.

  • Обязательно закрывайте электрические розетки специальными защитными накладками;
  • Запретите детям трогать электрические провода (особенно обнаженные), подходить к ним близко, играть в местах, где есть электрические провода, розетки и т.п.
  • Научите детей, учитывая их возраст, правильно и осторожно пользоваться необходимыми домашними электроприборами.

Ожоги

  • Научите детей правильно и осторожно обращаться с домашними нагревательными приборами и различными источниками тепла и огня.
  • Блокируйте по возможности регуляторы газовых горелок. Устанавливайте на плиты кастрюли и сковородки так, чтобы дети не могли опрокинуть на себя горячую пишу.
  • Объясните детям, что необходимо держаться подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард и т.п. • Убирайте в абсолютно недоступные для детей места легковоспламеняющиеся жидкости, спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.
  • Оберегайте ребенка от солнечных ожогов, солнечного и теплового «ударов».

Кататравма (падение с высоты)

  • Не разрешайте детям лазить в опасных местах (лестничные пролеты, крыши, гаражи, стройки, деревья, необорудованные детские площадки, загроможденные дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты и др.).
  • Устанавливайте надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах.
  • Запретите детям самим открывать окна и балконы, взбираться на подоконники, свешиваться с лестничных перил.
  • Создайте для ребенка травмобезопасную среду пребывания дома: устраните нагромождение мебели, закрепите люстры, книжные полки, картины.
  • Обязательно учите старших детей присматривать за младшими.

Удушье (асфиксия)

  • Научите детей правильно вести себя во время еды: не баловаться, не смеяться, не играть и не разговаривать с полным ртом, осторожно и аккуратно есть рыбу, еду с косточкам, семечками и т.д.
  • Запретите детям надевать на голову во время игры пластиковые пакеты, другие предметы, не пропускающие воздух, забираться в узкие труднодоступные места, шкафы, холодильники, морозильные камеры и т.п.
  • Объясните детям, насколько опасно брать в рот мелкие предметы (монеты, пуговицы, гайки и др.), так как от них может наступить удушье.
  • Научите детей правильно и осторожно обращаться с колющимися и режущими предметами: ножами, лезвиями, ножницами и т.п.

 

Уважаемые родители! Помните!

Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным!

В этом вам помогут: знание психологовозрастных и физиологических особенностей детей, взаимопонимание и терпение, проявление заинтересованности к жизни ребенка, его чувствам и эмоциям, личный пример в поведении.

 «Золотые правила воспитания»

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. • будьте не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. • Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
  • Начните как можно раньше формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. • Как можно больше времени проводите вместе со всей семьёй.
  • Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
  • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
  • Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
  • Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
  • Признавайте свои ошибки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
  • Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему.
  • Не унижайте ребенка!
  • Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
свернуть