Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 имени П.И. Куприянова г. Жодино»
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 имени П.И. Куприянова г. Жодино»
Темы проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта
«Родительский университет»
на
2023-2024 учебный год
1 класс
Тема 1. Адаптация учащихся в I классе (сентябрь)
Тема 2. Режим дня школьника (ноябрь)
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (январь)
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель)
2 класс
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться (октябрь)
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни (декабрь)
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка (февраль)
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье (май)
3 класс
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка (сентябрь)
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников (декабрь)
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок (январь)
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника (апрель)
4 класс
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов (сентябрь)
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей (декабрь)
Тема 3. Ребенок и компьютер (февраль)
Тема 4. Книги в жизни школьника (май)
5 класс
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе (сентябрь)
Тема 2. Ребенок среди сверстников (ноябрь)
Тема 3. Ваш ребенок вырос (февраль)
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье (май)
6 класс
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи (сентябрь)
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков (декабрь)
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет (март)
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков (май)
7 класс
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников (сентябрь)
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков (ноябрь)
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста (февраль)
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков (апрель)
8 класс
Тема 1. Жизненные цели подростков (октябрь)
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия (декабрь)
Тема 3. Осторожно: суицид (март)
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях (май)
9 класс
Тема 1. Портрет современного подростка (сентябрь)
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия (ноябрь)
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (февраль)
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель)
10 класс
Тема 1. Здоровье - это жизнь (сентябрь)
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка (ноябрь)
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек (февраль)
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? (апрель)
11 класс
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? (октябрь)
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? (декабрь)
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни (март)
Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? (май)
свернутьШкола является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
III. Содержательное:
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
свернутьАктуальность. В последние десятилетия разрушился один из наиболее устойчивых мифов о том, что дети – это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Ещё совсем недавно считалось, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефективностью. Подчёркивая актуальность изучения
насилия и жестокого обращения, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.
Уже ни для кого не секрет, что ребёнок может столкнуться с
насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья не является исключением, несмотря на то, что данный социальный институт признан обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития общества.
Насилие в отношении детей и пренебрежение их основными
потребностями оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. 30% девочек, переживших сексуальное насилие и не получившие поддержку и профессиональную помощь, имеют беспорядочные половые связи, занимаются проституцией.
Для мальчиков-подростков, подвергшихся насилию, характерны также отклонения в поведении: жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.
Виды насилия
Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. abuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment – плохой, недостаточный уход)
Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон различный действий.
Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребёнку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия как удары кулаком, избиение, удары ногой, «трясение», кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияние сетчатки) или
Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности)
К этой форме насилия относится:
-открытое неприятие и постоянная критика подростка;
-угрозы в адрес ребёнка без применения физического насилия;
-оскорбление и унижение достоинства ребёнка;
-преднамеренная физическая или социальная изоляция;
-предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям, ложь и невыполнение взрослыми обещаний; психическое воздействие, вызвавшее у несовершеннолетнего психическую травму, и др.
К этой форме жестокости можно отнести ещё один вид насилия над личностью – доведение до самоубийства. Статистика последних лет отмечает неуклонный рост суицидальных попыток среди школьников.
Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребёнка, или сексуальная эксплуатация ребёнка.
Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания, эксгибиционизм
(демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывание частей тела; вуайеризм (систематическое подглядывание); обман и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение
информации, несоответствующей возрасту, и инцест; демонстрация порно и развратные действия, а также непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.
Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по воспитанию, защите и
обеспечению основных потребностей ребёнка, наносящие значительный вред нормальному развитию ребёнка или создающее серьёзный риск этого.
Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребёнка, либо угрожают правам и благополучию ребёнка.
Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике детского травматизма
Уважаемые родители! Детский травматизм — серьезная проблема, но если вы будете следить за своим ребенком и научите его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.
Предупреждение детского травматизма это:
1) устранение травмоопасных ситуаций;
2) физическое развитие ребенка, так как физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы;
3) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Дорожно-транспортный травматизм
Научите ребенка различать транспортные средства, запомнить, какие из них представляют наибольшую опасность.
Утопление
Отравления.
Поражения электрическим током.
Ожоги
Кататравма (падение с высоты)
Удушье (асфиксия)
Уважаемые родители! Помните!
Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным!
В этом вам помогут: знание психологовозрастных и физиологических особенностей детей, взаимопонимание и терпение, проявление заинтересованности к жизни ребенка, его чувствам и эмоциям, личный пример в поведении.
«Золотые правила воспитания»