Советы психолога

О безопасности детей и подростков в Интернете

развернуть

С августа текущего года начала функционировать обновленная версия сайта «kidspomogut.by» (https://kidspomogut.by//) Данный информационный ресурс направлен на доведение профилактической информации детям, родителям и педагогам. В нем собраны актуальные сведения о противодействии незаконному обороту наркотиков, педофилии, киберпреступлениям и буллингу. Сайт позволяет детям, потребляющим наркотики, а также их родителям получить правовую и психологическую помощь специалистов в круглосуточном режиме через онлайн - чат, а также консультироваться по другим интересующим их вопросам.

В целях популяризации данного ресурса Минским городским исполнительным комитетом разработана социальная реклама «О безопасности детей и подростков в Интернете». Данный видеоматериал согласован с Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

https://www.youtube.com/watch?v=6BRQ2smCsQ8

свернуть

Семейные правила безопасного поведения в интернете

развернуть

Основные вопросы о безопасности детей в сети интернет

развернуть

Доксинг: что это такое и как избежать?

развернуть

Как справляться с грубостью в интернете?

развернуть

Телефоны, по которым можно обратиться, если Вы пострадали от домашнего насилия

развернуть

Тревожные маркеры в поведении подростка. Как вести себя родителям?

развернуть

Советы для родителей о профилактике подросткового суицида

развернуть

Брошюра для родителей о кибербуллинге

развернуть

Как спасти ребенка от одиночества

развернуть

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей

развернуть

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей:

  • появление чрезмерной деятельности или, наоборот, безразличия к окружающему миру;
  • появление неспособности сосредоточиться в школе, прогулы уроков; потеря интереса к учёбе;
  • появление неряшливости и отсутствия желания ухаживать за собой;
  • ранее не свойственные заметные нарушения сна и аппетита;
  • появившееся устало - тоскливое выражение лица, «потухший взгляд», тихий монотонный голос;
  • резкие смены настроения, появление ранее не свойственных грусти, уныния, тоски с чувством отчаяния, безысходности; либо тревоги, беспокойства, плаксивости; или раздражимости, враждебности;
  • добровольная изоляция, избегание контактов и общения с близкими, друзьями, одноклассниками и окружающими людьми;
  • потеря интереса к хобби, увлечениям и занятиям, ранее доставлявшим им удовольствие;
  • пессимистическая оценка своего прошлого и настоящего, с отсутствием планов на будущее;
  • дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
  • стремление привести в порядок все дела;
  • стремление помириться с давними врагами;
  • сужение внимания на одной теме, заинтересованность вопросами смерти, фантазии о ней и увлечение «тематическими» стихами;
  • косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Вам больше не придется обо мне волноваться» и т.п.;
  • прямые разговоры о смерти: «Я не хочу жить», «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить» и т.п.;

Если Вы отметили у своего ребенка несколько факторов риска – незамедлительно обращайтесь за консультацией и помощью к специалистам. Помните, Жизнь и здоровье Вашего ребёнка - самая большая ценность!!!

свернуть

Консультация для родителей "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"

развернуть

Роль семейных традиций в воспитании детей

развернуть

Искусство наказывать и поощрять

развернуть

Искусство наказывать и поощрять

 

·        Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания. Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

 

·        Когда выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

 

·        Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делать ему плохое.

 

 

·        При наказании не припоминайте прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно.

 

·        Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Позже, в отсутствие ребенка, можно выяснить свои разногласия.

 

·        Наказывая, не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка. Нельзя бить ребенка, обзывать бранными словами, кричать, надолго ставить в угол, наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).

 

·        Нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день.

 

·        Не стоит наказывать перед сном – ребенок будет плохо спать.

 

ПОМНИТЕ, ЧТО ДЕТСКОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ ВСЕГДА ИМЕЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ:

×          НАРОЧИТОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ;

×          ПРОКАЗЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК ЖАЖДЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ;

×          УПРЯМСТВО – СВИДЕТЕЛЬСТВО ЖЕЛАНИЯ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ;

×          АГРЕССИЯ – РЕБЕНОК ИЩЕТ СПОСОБ САМОЗАЩИТЫ;

×          СУЕТА, БЕГОТНЯ – РЕБЕНОК ДАЕТ ВЫХОД ЭНЕРГИИ.

 

·        Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, что можно стать лучше, всё исправить а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

 

ПООЩРЕНИЕ — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

 

1.    Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

2.    Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

3.    Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

4.    Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят.

5.    Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой и деньгами. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

6.    Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды

Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.

 

свернуть

Правила сексуальной безопасности

развернуть

Правила сексуальной безопасности

 

«МОЕ ТЕЛО – МОЕ И ТОЛЬКО МОЕ!»

 

«Если я не хочу целоваться или обниматься с кем-то, я могу сказать – нет. А вместо обьятий можно «дать пять», пожать руку или послать воздушный поцелуй. Я - хозяин своего тела и все будет так, как я хочу!»

Ребенок не обязан никого обнимать или целовать, если он этого не хочет. Даже если это бабушка или старенькая соседка. Да, теоретически нет ничего плохого в невинных поцелуях и объятиях. Но речь идет о том, чтобы научить своего ребенка тому, что его тело - оно его собственное, и только он сам может им распоряжаться (за исключением случаев, связанных со здоровьем и медицинскими процедурами, в присутствии родителей).

 

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО У НЕГО ЕСТЬ ВЗРОСЛЫЕ, КОТОРЫМ ОН МОЖЕТ ДОВЕРЯТЬ.

«У меня есть пятеро взрослых, которым я доверяю, вот они. Им я могу рассказать все на свете, и они мне поверят. Если меня что-то беспокоит, мне страшно или я чувствую опасность, я расскажу кому-то из них, что со мной происходит и почему».

Дайте ребенку понять, что в его жизни есть взрослые, к которым он может пойти в случае чего. Эти люди не начнут стыдить и обвинять, наоборот, они выслушают ребенка и поверят ему, о чем бы ни шла речь. Большинство детей и так интуитивно знают, к кому они могут обратиться, но лучше все же назвать их поименно, даже если этот список будет очень-очень коротким. Пусть ребенок сам поможет вам составить такой список, ведь это должен быть человек, которому ОН доверяет. Итак, если случается что-то необычное, дети должны знать заранее, что есть люди, которым они могут рассказать все – какими бы странными, неприятными или ужасными ни были их чувства или ситуация, в которой они оказались.

 

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ПО КАКИМ РАННИМ ПРИЗНАКАМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕКСУАЛЬНОЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВО ИЛИ НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ.

«Что происходит, когда мне страшно или я чувствую опасность? Я могу вспотеть, меня может подташнивать, может начаться озноб или сердцебиение. Эти знаки должны меня насторожить. Если я почувствую что-то такое, я сразу обращусь к взрослому, которому я доверяю».

Травма, которую пережил ребенок, проявляется, прежде всего, через телесные ощущения, но дети часто не понимают, что происходит с их телом, и что за странные ощущения они испытывают. Нужно рассказать, что потоотделение, тошнота, сердцебиение или озноб могут быть признаками беспокойства или дискомфорта.

Дети должны знать, что ощущения, которые они испытывают, реальны и от них не нужно отмахиваться, наоборот, надо рассказать о них взрослому, которому они доверяют.

 

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ОН НЕ ОБЯЗАН ХРАНИТЬ СЕКРЕТЫ.

«Я никогда не буду хранить тайну, если мне от этого не по себе. Если кто-то попросит меня держать что-то в секрете, а мне это не нравится, я пойду и расскажу об этом взрослому, которому я доверяю».

Сексуальные абьюзеры часто заставляют своих жертв поклясться в том, что они сохранят в тайне  все, что произошло. Они внушают детям, что если те расскажут кому-то о случившемся, то поступят очень плохо. Это повлечет за собой ужасные последствия как для них самих, так и для абьюзера, и в результате всем будет еще хуже. Поэтому крайне важно объяснить детям, что они не обязаны хранить секреты. Расскажите ребенку, что если кто-то просит их держать что-то в секрете, а его эта тайна тяготит, то он не должен ее хранить и может рассказать о ней взрослому, которому он доверяет.

 

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ИНТИМНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА – ЭТО ЧТО-ТО ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ.

«Интимные части тела – это те, которые закрывает мой купальник или плавки. Я знаю, как они правильно называются. Никто не может их трогать. Никто не может просить меня потрогать их интимные части тела. И никто не должен показывать мне эти части тела на картинках или фотографиях. Если что-то такое случится, я сразу же расскажу об этом взрослым, которым я доверяю».

Об интимных частях тела надо начинать разговор как можно раньше. Ведите себя уверенно и по-взрослому, дайте детям понять, что интимные органы – это не что-то стыдное. И, конечно, дети должны знать, что их интимные части тела принадлежат им и только им. Никто не должен к ним прикасаться, кроме мамы и папы (когда надо что-то вытереть или поменять одежду в случае «аварии») или когда это нужно для медицинского осмотра или процедуры (в кабинете врача, когда родители находятся тут же или поблизости).

Дети должны знать, что нормальный взрослый не будет просить их прикоснуться к их интимным частям тела и не станет им ничего показывать. Вести такие разговоры с детьми не очень легко. Но в основном смущение испытывают взрослые, а не дети. Тем более маленькие дети, для которых еще нет никаких запретных тем. Это еще одна причина для того, чтобы начинать такие беседы как можно раньше. Наша задача как родителей – научить своих детей понимать, что происходит или уже произошло что-то неправильное. Нужно, чтобы у детей был нюх на «плохие» ситуации. Нужно научить их доверять своей интуиции, если они чувствуют, что с этим человеком или ситуацией, в которой они находятся, что-то не так. И, наконец, мы должны так построить свои отношения с детьми, чтобы с любыми проблемами и подозрениями они пришли именно к нам.

 

свернуть

Памятка для родителей «как помочь ребенку учиться»

развернуть

Памятка для родителей «как помочь ребенку учиться»

 

  • ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТОБЫ НАКОРМИТЬ И ОДЕТЬ РЕБЕНКА.

 

  • ТОТ, КТО ПАСУЕТ ПЕРЕД ТРУДНОСТЯМИ, НИКОГДА НЕ ПОБЕДИТ.
  • Ваш долг, будучи родителями, дать понять детям, что их будущее зависит от того, что и как они делают сейчас.
  • Для родителей важно настойчиво требовать от своих детей того, чтобы они выполняли предписанные им дела вовремя и должным образом.
  • Помните: если ребенок обходит стороной ответственность с самого начала своей жизни, это становится естественной реакцией на препятствия в будущем.

 

  • ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ.

 

  • Первое, что вы можете сделать для своих детей – это сказать, что вы их любите. Если родители не могут выражать положительного отношения в общении со своими детьми, их дети вырастут, обладая низкой самооценкой и неуверенностью в себе.
  • Родители могут и должны помочь почувствовать своим детям, каково это гордиться своими собственными достижениями и оставаться сильными и уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.
  • Поддерживайте своих детей в любой момент, когда вы им понадобитесь. Но дайте возможность им допускать ошибки и не вмешивайтесь до тех пор, пока эти ошибки незначительны. Разум наиболее поддается обучению, когда вокруг создана атмосфера, благоприятствующая принятию разумных рисков.

 

  • МОТИВАЦИЯ – ЗАЛОГ УСПЕХА ВАШЕГО РЕБЕНКА В ОБУЧЕНИИ.

 

  • Закупите для дома различную литературу. На ребенка оказывает воздействие все, что его окружает. Читайте ему каждый день. Читайте сами. Когда дети в раннем возрасте видят своих родителей за чтением, это производит на них впечатление.
  • Поддержите ребенка в его стремлении определиться с собственными интересами. Например, если ваш сын очень любит животных, купите ему образовательные книги, журналы о животном мире, покажите сайты в Интернете, на которых представлена информация о животных. Проявление заинтересованности в том, чем занимается ваш ребенок, уже само по себе является мотивирующим фактором.

 

  • ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ В РАЗЛИЧНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
  • С самого начала, когда ребенок пойдет в школу, убедитесь, что он собран. Собранность в школьных делах способствует должному развитию мозга.

 

  • ОТМЕЧАЙТЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА.
  • Поощряйте своего ребенка за большие и маленькие достижения, будь то прочтение книги или завершение важного школьного задания.
  • Воспринимайте любое повседневное событие как возможность научиться чему-то новому. Постоянно задавайте вопросы своему ребенку и проводите различные аналогии, чтобы расширять его знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.

Будучи примерами для подражания, родители несут ответственность за создание атмосферы, которая способствовала бы заинтересованности их ребенка в процессе обучения.

 

свернуть

Что делать, если страшное уже произошло?

развернуть
Что делать, если страшное уже произошло?
Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.
Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.
Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.
В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».
Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.
Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.
Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.
Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.
Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.
 
 
свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия (памятка родителям)

развернуть
Как уберечь ребенка от сексуального насилия

(памятка родителям)

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

  • Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.
  • ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.
  • Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.
  • Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
свернуть

Профилактика домашнего насилия

развернуть

ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

  • Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни. (102 (круглосуточно) или по телефону прямой линии МВД: 8-017-372-73-87.)Также можно позвонить на детскую телефонную линию: 8-801-100-1611 (круглосуточно).
  • Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  • Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  • Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  • Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  • Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  • Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  • Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  • Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  • Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
  • Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна
  • Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
  • Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
  • Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
  • Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
свернуть

Проект POMOGUT.BY

развернуть

Проект POMOGUT.BY — это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества.
Наша задача — помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.

свернуть

Как общаться с ребенком?

развернуть

С детьми дошкольного возраста:

  •  помогайте все делать самому  проявляйте отзывчивость к его идеям  предоставляйте ему свободу, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать ваше раздражение, если оно вызвано поступком ребенка
  •  наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь в них участвовать. Это первая и важная школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы       возникли          у        ребенка,      как    он предпочитает их решать, как себя ведет в игре и т.п.
  •  отвечайте честно и откровенно на все вопросы ребенка, даже
  • неудобные.  не отказывайте ребенку в проявлении ласки и внимания

Никогда:

  •  не заостряйте внимание на детских ссорах  
  • не используйте угрозы для достижения результата  
  • порицайте не качества личности, а только действия  
  • всегда старайтесь найти альтернативу наказанию  
  • излишне не опекайте ребенка.

С детьми младшего школьного возраста:

  •  помогите ему почувствовать радость от приобретенных знаний  дайте ему возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов
  •  аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме
  • «что вы ожидаете от ребенка, а не что вы хотите»
  •  обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость добрых отношений между супругами на собственном примере.

Никогда:

  •  не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту  
  • не давайте негативных оценок личности или характеру
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми, отдавая предпочтение последним  
  • не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно
  • не ревнуйте ребенка к авторитету учителя

С подростками:

  • помните, что подросток нуждается в вашем участии, но уже в качестве партнёра, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способы проведения досуга и т.д.
  • выделяйте      деньги      на     карманные расходы
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит  объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркивайте необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда:

  •  не допускайте как неуважение к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему
  •  не требуйте немедленного и слепого послушания. Не применяйте угроз и не унижайте детей
  •  не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки
  •  не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать того, что вам не нравится
  •  не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях
  •  не ревнуйте к друзьям, старайтесь узнать о них больше, познакомиться  не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если его выбор вам не по душе.

Если в семье…

  •  ребенок растет в терпимости – он учится понимать других  его хвалят – он учится быть благородным
  •  ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей  его поддерживают – он учится ценить себя
  •  ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Важно помнить, что ребенок не обязан:

Быть безупречным на 100%

Любить людей, приносящих ему вред

Извиняться за то, что был самим собой

Выбиваться их сил ради других

Чувствовать себя виноватым за свои желания

Выполнять неразумные требования

Нести на себе тяжесть неправильного поведения своих друзей или родителей.

свернуть

Памятка родителям от детей

развернуть

Памятка родителям от детей

  • Не стройте из себя идеальных, а будьте такими, какие есть, и старайтесь быть лучше.
  • Не торопитесь баловать меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю Вас.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Мне это иногда необходимо. Это помогает мне находить себя.
  • Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно стремиться к тому, чтобы во всех случаях отставить последнее слово за собой, даже когда точно знаю, что не прав.
  • Не давайте обещаний, которые Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто разозлить Вас.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я Вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы Вы пожалели о том, как Вы поступили со мной.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на Вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет это в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Мне это неприятно. Если вы сделаете замечание с глазу на глаз, проку будет больше.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. В это время мой слух притупляется, а мое желание действовать с Вами заодно пропадает. Лучше, если вы попытаетесь это сделать позднее.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если Вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда сам не знаю, почему я поступаю так, а не иначе. Иногда Вы сами можете сказать о себе тоже самое.
  • Не используйте информацию, которую я Вам доверил, в качестве упрека. Я перестану Вам рассказывать о своих ошибках.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если Вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы Вы постоянно мной занимались.
  • Никогда даже не намекайте, что Вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с Вами.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у Вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану Вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
  • И кроме того, помните, что я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.
свернуть

«А можно ещё полчасика?»: как выстроить отношения детей и гаджетов

развернуть

«А можно ещё полчасика?»: как выстроить отношения
детей и гаджетов

Современные дети, хотим мы того или нет, окружены гаджетами: на стене висит телевизор, в руках родителей — телефоны, бабушка иногда засиживается в планшете. Как сделать гаджеты полезным инструментом в обучении и развлечении ребёнка?


В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемаячасть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако, во всём нужно искать золотую середину. Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы следить за жизнью детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.

Когда нужно давать ребенку телефон?

Гаджеты - неотъемлемая часть современного мира, и важно понять, что приучать и воспитывать культуру обращения с гаджетом нужно с детства. Каждый год технологии совершенствуются, появляются новые гаджеты. Дети, которые с детства взаимодействовали с телефоном, в будущем лучше приспособятся к изменениям и инновациям. Значит, когда дети станут взрослыми, они будут конкурентоспособнее своих сверстников в профессиональном плане. Конечно, давать телефон не надо до 5-6 лет: мозг и тело ребенка еще формируются. С 5-6 лет ребёнку уже можно объяснять, что такое гаджет, как им пользоваться, Ближе к школе можно учить детей устанавливать обучающие приложения и быть рядом, пока ребёнок ими пользуется. Больше 15-20 минут не стоит уделять игре в смартфоне (учитывайте возраст ребёнка), проговорите это сразу, и не поддавайтесь на упрашивания поиграть еще. Будьте спокойны и последовательны, тогда ребенок будет правильно
развиваться, и ваши отношения останутся доверительными.

Забрать нельзя оставить

Обычно к основным проблемам пристрастия к гаджетам относят снижение физической активности, принудительный переход к интровертному стилю мышления, снижение навыков ведения переговоров в реальной жизни. Тем не менее, дети получают те навыки, которые были недоступны 10-20 лет назад. Содержание цифровых игр сегодня стало частью детского общения, запретить гаджеты совсем - практически невозможно. Без этого не будет гармоничного развития ребёнка в группе сверстников, он может чувствовать себя аутсайдером. Важно учить ребенка гаджетами пользоваться!
Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – ребёнок ничему не учится.

Кроме этого, у него могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика - смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребёнку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.

Влияние гаджетов на здоровье и психику ребёнка

Когда ребёнок долго использует ноутбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться. Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук. Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого может появиться лишний вес. Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ему нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и
природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана ребёнка заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Принципы здоровых отношений с детьми-любителями гаджетов

Вот несколько советов, которые помогут при общении с ребёнком. Они относятся не только к правилам использования телефона, но и к отношениям родитель-ребенок в целом:

  • Установите правила заранее. Обсудите, где, как и сколько вы можете использовать гаджет, и в какие игры будете играть. Например, мы будем играть вместе, в течение 15 минут, в гостиной на диване. Будьте последовательны и не нарушайте эти правила сами.
  • Покажите на своём примере. Если вы установили правило играть только в гостиной, не сидите в социальных сетях на кухне. Если сказали, что будете читать новости не более 15 минут, не надо самим использовать телефон больше положенного времени на глазах ребёнка. Ребёнок очень хорошо считывает поведение. Будьте тем, на кого ему
    хотелось бы равняться, тогда ваши слова будут иметь вес.
  • Не поддавайтесь. Будьте последовательны в своих словах: если вы сказали, что будете играть вместе 15 минут, то после того, как время закончится, вам придётся забрать гаджет. Возможно, ребёнок будет плакать, торговаться, просить «еще 5 минут». Ваше «нет» должно быть чётким. Отвлеките внимание на другой предмет, предложите новую игру или прогулку. Задача — сохранить теплые отношения без конфликтов, тогда ребёнок будет продолжать доверять вам.

Станьте своему ребёнку не надзирателем, который может только дать или отобрать гаджет, а старшим товарищем, который на личном примере научит правильному применению электронных устройств. Следует объяснить своему ребёнку, что гаджеты облегчают жизнь, но не заменяют её. И, конечно, показать ему на собственном примере, что
реальный мир со всеми его загадками и красотой гораздо интереснее любого электронного устройства.

свернуть

Развитие детей по возрастам (11-13 лет) Рекомендации родителям.

развернуть

Развитие детей по возрастам (11-13 лет.)

Рекомендации родителям.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности

Новообразование: чувство «взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребенке»

Социальная ситуация: освоение норм и отношений между людьми.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

В 11-13 лет может произойти определенный регресс. Но для этого возраста такой регресс — норма: начинается половое созревание, высокая активность гипоталамо-гипофизарной системы не дает возможности коре головного мозга управлять глубинными структурами. Организм, занимаясь самым важным в этот период делом — формированием репродуктивной функции, не может тянуть все остальное.

Лимбическая система уже позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, отвечающая за их сдерживание, еще не развита, отсюда проблемы подростковой эмоциональности. Ослабевает произвольное внимание, непросто выделить главное, сделать выбор, принять решение, управлять своими эмоциями — отсюда нередко возникает эмоциональное напряжение, плаксивость, раздражительность. К концу периода это положение выравнивается.

НАВЫКИ

  • Ребенок формирует достаточно четкие представления о себе, о жизни вокруг, о других людях. Все в нем организуется и устаканивается.
  • А мы, наконец - то видим перед собой человека, которого вполне можно назвать «личностью» (как мы привыкли о ней думать — о «личности»). В этом возрасте ребенок учится аргументировать, доказывать свою точку зрения. Часто это происходит неконструктивно, так как потребность отстаивать свою точку зрения есть, а понимания как это сделать эффективно и навыка аргументации пока еще нет.
  • Активнее развивается абстрактное мышление, важнейшим новообразованием является навык понятийного мышления.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЮ

  1. Создавать и поддерживать дисциплину и режим дня.

Цикличность позволяет мозгу продуктивнее расходовать энергию, не растрачивая ее на прогнозирование неопределенности. И если подъем в 7-00, а отбой в 22-00, то это именно так, а не иначе. Кстати, выходные и каникулы не исключение — невозможно формировать привычку пять дней из семи.

  1. Формулировка целей.

Возвращаясь к Выготскому, очень часто у детей проблемой является не «слабость воли», а «слабость цели». Изучая предметы в школе, у ребенка нет понимания, зачем он это делает. Гипотетическое «будущее» для него ни разу не мотиватор, хорошая оценка тоже так себе мотив. Если есть возможность организовать изучение предмета в виде проектной деятельности с видимым результатом проекта — отлично, но в обычной школе это маловероятно. Педагоги, если и хотели бы, зажаты рамками программы и численностью класса.

Ситуация усложняется тем, что школьных предметов много. Если ребенок уже в средней школе, имеет смысл обсудить с ним, какие предметы ему интересны, и хочет ли он углубиться в них больше, чем это позволяет школьная программа. Также можно обсудить, изучение каких предметов можно оставить на уровне базовой школьной программы. Это поможет подростку учиться расставлять приоритеты и распределять время.

  1. Особенностью этого возраста является и общая недостаточность воли: ребенок еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Помогите ребенку разбить большую задачу на маленькие и простые шаги. Толково составленное и хорошо визуализированное расписание — хорошее подспорье. Можно написать его на бумаге и прикрепить к пробковой доске в комнате ребенка. Главное, чтобы ребенку было удобно им пользоваться. Здорово, если есть возможность отмечать сделанное в расписании. Это само по себе мотивирует.
  2. Спорт или занятия музыкой.

Эти вещи объединены в один пункт, так как речь идет не о физическом развитии. Общее между ними то, что в них и четкая цель, и дисциплина в одном флаконе. Как в спорте, так и в музыке результаты налицо, «как потопали, так и полопали». Поэтому эти занятия будут полезны ребенку не для того, чтобы стать профессиональным спортсменом или музыкантом, а потому что см. выше. К слову, это не проблема, если ребенку вдруг разонравился, к примеру, футбол, и теперь он хочет на плавание. Но происходить это должно не по щелчку, а с какого-то оговоренного времени: с нового учебного года, с Нового года, с лета и т.д. Это позволит преодолеть кратковременные кризисы, которые случаются у всех, кто занимается каким-то делом. Если к назначенному времени желание сменить увлечение не ушло, значит меняем.

  1. Практика «Я буду»/«Я не буду»

«Я буду»: выбираем полезный навык и нарабатываем его в течение двух месяцев. Учимся тайпингу, скорочтению, каллиграфии, печь пирожки или делать сайты. Неважно. Навык выбираем вместе с детьми, договариваемся о целях к концу периода. Наработка любого навыка предполагает систематические занятия и регулярные замеры результатов: не для оценки, а для того, чтобы помочь ребенку научиться соотносить процесс с результатом и вносить нужные корректировки при необходимости.Важно: один навык за раз. Через пару месяцев меняем или продолжаем. Как договоримся.

«Я не буду»: выбираем одну любую «вредную» привычку и воздерживаемся от нее в течение двух месяцев. Например, употреблять слова-паразиты, есть сладкое или «зависать» в телефоне перед сном. Чтобы помочь ребенку отслеживать достижения, делаем трекер, где можно записывать то, зачем наблюдаем. Это формирует осознанность в ребенке: он учится видеть то, на что обычно не обращает внимание.

  1. Начиная с этого возраста можно постепенно передавать ребенку ответственность за свои действия.

Все это требует огромного терпения, от взрослых в первую очередь. Лучшая стратегия — стратегия регулярных маленьких шагов. Настройтесь не на спринт, а на марафон. Любые попытки что-то форсировать будут после непродолжительного прогресса давать регресс. В реальности вы получите мощнейшее сопротивление.

Наша цель — делать по одному маленькому шагу за раз и не делать слишком резких движений. Ведь задача не в том, чтобы совершить разовый подвиг, а в том, чтобы создать устойчивый стереотип поведения. А для этого невероятно важно выстроить систему шагов и давать ребенку положительное подкрепление после каждого его достижения. Замечать и поддерживать даже самый маленький шаг в нужную сторону. Чем ребенок самостоятельнее, тем больше у него уверенности в себе. Дайте ребенку свободу, а не запреты.

  1. Свобода — это ответственность, пробы и ошибки.

Важно быть готовым к ошибкам ребенка и спокойно к ним относиться. Подростки в данный период часто экспериментируют со своей внешностью и интересами, постигают новое. Лучше, если такие эксперименты проходят, пока он рядом с вами, пока он ходит в школу, пока он в относительно безопасной окружающей среде друзей и знакомых. Так вы сможете его подстраховать.

Поощряйте общение и социальные связи, помогите находить возможности для коммуникации с друзьями — для ребенка важно быть в кругу сверстников.

Одна из главных задач подросткового периода — стать частью группы, активно прожить отношения между ее участниками. Дружба, любовь, предательство, заговоры, равнодушие, лидерство, изгнание, кто с кем общается, кто кому нравится и т.п. — все это для ребенка сейчас крайне важно и серьезно. Общение со сверстниками — это отличный способ для познания мира и развития эмоционального интеллекта. Не бойтесь обсуждать с ребенком взрослые вопросы — ему важно чувствовать, что вы готовы разговаривать на любые темы. Создавать и поддерживать дисциплину и режим дня.

ЧЕГО НЕ СТОИТ ОЖИДАТЬ

  • Эмоциональной стабильности. Гормональный бунт повышает чувствительность, а способность к самоконтролю еще не сформирована.
  • Последовательности в действиях и высказываниях. У подростка может быть «7 пятниц на неделе».
  • Что ребенок сразу будет самостоятельно выполнять все договоренности. Конечно, все бывает, но это казуистика, значит придется гибко и ненавязчиво контролировать его выполнение, постоянно давая конструктивную обратную связь.
  • Что ребенок будет выполнять требования родителей, если сами родители их не придерживаются. В этом возрасте дети максимально чувствительны к двойным стандартам.
свернуть

Советы психолога. Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье.

развернуть

 

 

Сдаем экзамены (памятка психолога)

Советы психолога. Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье.

Как подготовиться психологически

-  Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

- Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

- Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать,если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево- вправо (15 секунд);

- напиши глазами своё имя, отчество, фамилию;

- попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете(20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на 3 части:

- готовься к экзаменам 8 часов в день;

- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй -8 часов;

- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли- это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

 

 

 

 

 

Накануне экзамена необходима активная защита:

1.Можно представить ситуацию экзамена во всех красках, со всеми чувствами, переживаниями, страшными мыслями, так как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена

  1. Если очень страшно, можно использовать прием «доведение до абсурда», где представляются все самые страшные и немыслимые подробности и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего.
  2. Перед сном хорошо совершить прогулку. Утром, перед экзаменом не вредно просто перелистать учебник.
  3. Один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом.

Как подготовиться психологически?

  • Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  • Если трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Лучшие способы формирования внимания:

  • Не позволяй себе делать работу небрежно!
  • Увлекай себя интересной, трудной, но посильной работой.
  • Будь дисциплинированным.
  • Развивай устойчивость внимания.
  • Формируй объём и и распределение внимания (например, упражнение «Индейцы и судья»).
  • Научиться переключать внимание.

Способы развития внимания:

  • Приучай себя внимательно работать в любой обстановке;
  • Наблюдай нескольких объектов;
  • выработай «маршрут восприятия».
  • Развивай у себя волевые качества;
  • Развивай устойчивость внимания;
  • Научи себя быть внимательным к людям – это лучший способ развития внимания.

«Разминка для мозга».

  • Растереть точку между бровей 7 раз.
  • Точки у крыльев носа.
  • Ямочка в центре подбородка (7раз)
  • Височные ямки (7раз)

Психологи шутят:

Когда светит приветливое летнее солнышко, мысли становятся более легкими и веселыми. И хотя впереди ждут экзамены, надо уметь расслабляться и шутить. Юмор – это сильнейшее оружие против стресса!

свернуть

Телефон доверия

развернуть

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»  

8-017-270-24-01 (городской)

8-029-899-04-01 (МТС) с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер, Телеграм, Ватсап.

звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день…

Вы потеряли

близкого человека?

Вас бросили?

Вам страшно?

Вас избили или изнасиловали?

Вам кажется, что жизнь потеряла смысл?

 

Вам грустно или одиноко?

У Вас проблемы в семье

или на работе?

Вам трудно общаться

со своим ребёнком?

Вы испытываете боль, обиду, разочарование?

 Некому рассказать о своих переживаниях?

 

 

 

        Понимание, сочувствие и поддержка - совсем рядом!

помощь оказывается бесплатно и анонимно

без ограничений по возрасту, полу, национальности, месту жительства, состоянию здоровья, сексуальной ориентации

круглосуточно без выходных

ПОМНИТЕ : МЫ С ВАМИ!

Главное управление по здравоохранению Минского облисполкома

УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-

свернуть
поделиться в: