Советы психолога

Проект POMOGUT.BY

развернуть

Проект POMOGUT.BY — это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества.
Наша задача — помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.

свернуть

Как общаться с ребенком?

развернуть

С детьми дошкольного возраста:

  •  помогайте все делать самому  проявляйте отзывчивость к его идеям  предоставляйте ему свободу, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать ваше раздражение, если оно вызвано поступком ребенка
  •  наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь в них участвовать. Это первая и важная школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы       возникли          у        ребенка,      как    он предпочитает их решать, как себя ведет в игре и т.п.
  •  отвечайте честно и откровенно на все вопросы ребенка, даже
  • неудобные.  не отказывайте ребенку в проявлении ласки и внимания

Никогда:

  •  не заостряйте внимание на детских ссорах  
  • не используйте угрозы для достижения результата  
  • порицайте не качества личности, а только действия  
  • всегда старайтесь найти альтернативу наказанию  
  • излишне не опекайте ребенка.

С детьми младшего школьного возраста:

  •  помогите ему почувствовать радость от приобретенных знаний  дайте ему возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов
  •  аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме
  • «что вы ожидаете от ребенка, а не что вы хотите»
  •  обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость добрых отношений между супругами на собственном примере.

Никогда:

  •  не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту  
  • не давайте негативных оценок личности или характеру
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми, отдавая предпочтение последним  
  • не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно
  • не ревнуйте ребенка к авторитету учителя

С подростками:

  • помните, что подросток нуждается в вашем участии, но уже в качестве партнёра, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способы проведения досуга и т.д.
  • выделяйте      деньги      на     карманные расходы
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит  объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркивайте необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда:

  •  не допускайте как неуважение к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему
  •  не требуйте немедленного и слепого послушания. Не применяйте угроз и не унижайте детей
  •  не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки
  •  не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать того, что вам не нравится
  •  не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях
  •  не ревнуйте к друзьям, старайтесь узнать о них больше, познакомиться  не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если его выбор вам не по душе.

Если в семье…

  •  ребенок растет в терпимости – он учится понимать других  его хвалят – он учится быть благородным
  •  ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей  его поддерживают – он учится ценить себя
  •  ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Важно помнить, что ребенок не обязан:

Быть безупречным на 100%

Любить людей, приносящих ему вред

Извиняться за то, что был самим собой

Выбиваться их сил ради других

Чувствовать себя виноватым за свои желания

Выполнять неразумные требования

Нести на себе тяжесть неправильного поведения своих друзей или родителей.

свернуть

Памятка родителям от детей

развернуть

Памятка родителям от детей

  • Не стройте из себя идеальных, а будьте такими, какие есть, и старайтесь быть лучше.
  • Не торопитесь баловать меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю Вас.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Мне это иногда необходимо. Это помогает мне находить себя.
  • Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно стремиться к тому, чтобы во всех случаях отставить последнее слово за собой, даже когда точно знаю, что не прав.
  • Не давайте обещаний, которые Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто разозлить Вас.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я Вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы Вы пожалели о том, как Вы поступили со мной.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на Вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет это в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Мне это неприятно. Если вы сделаете замечание с глазу на глаз, проку будет больше.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. В это время мой слух притупляется, а мое желание действовать с Вами заодно пропадает. Лучше, если вы попытаетесь это сделать позднее.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если Вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда сам не знаю, почему я поступаю так, а не иначе. Иногда Вы сами можете сказать о себе тоже самое.
  • Не используйте информацию, которую я Вам доверил, в качестве упрека. Я перестану Вам рассказывать о своих ошибках.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если Вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы Вы постоянно мной занимались.
  • Никогда даже не намекайте, что Вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с Вами.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у Вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану Вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
  • И кроме того, помните, что я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.
свернуть

«А можно ещё полчасика?»: как выстроить отношения детей и гаджетов

развернуть

«А можно ещё полчасика?»: как выстроить отношения
детей и гаджетов

Современные дети, хотим мы того или нет, окружены гаджетами: на стене висит телевизор, в руках родителей — телефоны, бабушка иногда засиживается в планшете. Как сделать гаджеты полезным инструментом в обучении и развлечении ребёнка?


В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемаячасть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако, во всём нужно искать золотую середину. Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы следить за жизнью детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.

Когда нужно давать ребенку телефон?

Гаджеты - неотъемлемая часть современного мира, и важно понять, что приучать и воспитывать культуру обращения с гаджетом нужно с детства. Каждый год технологии совершенствуются, появляются новые гаджеты. Дети, которые с детства взаимодействовали с телефоном, в будущем лучше приспособятся к изменениям и инновациям. Значит, когда дети станут взрослыми, они будут конкурентоспособнее своих сверстников в профессиональном плане. Конечно, давать телефон не надо до 5-6 лет: мозг и тело ребенка еще формируются. С 5-6 лет ребёнку уже можно объяснять, что такое гаджет, как им пользоваться, Ближе к школе можно учить детей устанавливать обучающие приложения и быть рядом, пока ребёнок ими пользуется. Больше 15-20 минут не стоит уделять игре в смартфоне (учитывайте возраст ребёнка), проговорите это сразу, и не поддавайтесь на упрашивания поиграть еще. Будьте спокойны и последовательны, тогда ребенок будет правильно
развиваться, и ваши отношения останутся доверительными.

Забрать нельзя оставить

Обычно к основным проблемам пристрастия к гаджетам относят снижение физической активности, принудительный переход к интровертному стилю мышления, снижение навыков ведения переговоров в реальной жизни. Тем не менее, дети получают те навыки, которые были недоступны 10-20 лет назад. Содержание цифровых игр сегодня стало частью детского общения, запретить гаджеты совсем - практически невозможно. Без этого не будет гармоничного развития ребёнка в группе сверстников, он может чувствовать себя аутсайдером. Важно учить ребенка гаджетами пользоваться!
Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – ребёнок ничему не учится.

Кроме этого, у него могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика - смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребёнку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.

Влияние гаджетов на здоровье и психику ребёнка

Когда ребёнок долго использует ноутбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться. Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук. Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого может появиться лишний вес. Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ему нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и
природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана ребёнка заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Принципы здоровых отношений с детьми-любителями гаджетов

Вот несколько советов, которые помогут при общении с ребёнком. Они относятся не только к правилам использования телефона, но и к отношениям родитель-ребенок в целом:

  • Установите правила заранее. Обсудите, где, как и сколько вы можете использовать гаджет, и в какие игры будете играть. Например, мы будем играть вместе, в течение 15 минут, в гостиной на диване. Будьте последовательны и не нарушайте эти правила сами.
  • Покажите на своём примере. Если вы установили правило играть только в гостиной, не сидите в социальных сетях на кухне. Если сказали, что будете читать новости не более 15 минут, не надо самим использовать телефон больше положенного времени на глазах ребёнка. Ребёнок очень хорошо считывает поведение. Будьте тем, на кого ему
    хотелось бы равняться, тогда ваши слова будут иметь вес.
  • Не поддавайтесь. Будьте последовательны в своих словах: если вы сказали, что будете играть вместе 15 минут, то после того, как время закончится, вам придётся забрать гаджет. Возможно, ребёнок будет плакать, торговаться, просить «еще 5 минут». Ваше «нет» должно быть чётким. Отвлеките внимание на другой предмет, предложите новую игру или прогулку. Задача — сохранить теплые отношения без конфликтов, тогда ребёнок будет продолжать доверять вам.

Станьте своему ребёнку не надзирателем, который может только дать или отобрать гаджет, а старшим товарищем, который на личном примере научит правильному применению электронных устройств. Следует объяснить своему ребёнку, что гаджеты облегчают жизнь, но не заменяют её. И, конечно, показать ему на собственном примере, что
реальный мир со всеми его загадками и красотой гораздо интереснее любого электронного устройства.

свернуть

Развитие детей по возрастам (11-13 лет) Рекомендации родителям.

24.10.2023
развернуть

Развитие детей по возрастам (11-13 лет.)

Рекомендации родителям.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности

Новообразование: чувство «взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребенке»

Социальная ситуация: освоение норм и отношений между людьми.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

В 11-13 лет может произойти определенный регресс. Но для этого возраста такой регресс — норма: начинается половое созревание, высокая активность гипоталамо-гипофизарной системы не дает возможности коре головного мозга управлять глубинными структурами. Организм, занимаясь самым важным в этот период делом — формированием репродуктивной функции, не может тянуть все остальное.

Лимбическая система уже позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, отвечающая за их сдерживание, еще не развита, отсюда проблемы подростковой эмоциональности. Ослабевает произвольное внимание, непросто выделить главное, сделать выбор, принять решение, управлять своими эмоциями — отсюда нередко возникает эмоциональное напряжение, плаксивость, раздражительность. К концу периода это положение выравнивается.

НАВЫКИ

  • Ребенок формирует достаточно четкие представления о себе, о жизни вокруг, о других людях. Все в нем организуется и устаканивается.
  • А мы, наконец - то видим перед собой человека, которого вполне можно назвать «личностью» (как мы привыкли о ней думать — о «личности»). В этом возрасте ребенок учится аргументировать, доказывать свою точку зрения. Часто это происходит неконструктивно, так как потребность отстаивать свою точку зрения есть, а понимания как это сделать эффективно и навыка аргументации пока еще нет.
  • Активнее развивается абстрактное мышление, важнейшим новообразованием является навык понятийного мышления.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЮ

  1. Создавать и поддерживать дисциплину и режим дня.

Цикличность позволяет мозгу продуктивнее расходовать энергию, не растрачивая ее на прогнозирование неопределенности. И если подъем в 7-00, а отбой в 22-00, то это именно так, а не иначе. Кстати, выходные и каникулы не исключение — невозможно формировать привычку пять дней из семи.

  1. Формулировка целей.

Возвращаясь к Выготскому, очень часто у детей проблемой является не «слабость воли», а «слабость цели». Изучая предметы в школе, у ребенка нет понимания, зачем он это делает. Гипотетическое «будущее» для него ни разу не мотиватор, хорошая оценка тоже так себе мотив. Если есть возможность организовать изучение предмета в виде проектной деятельности с видимым результатом проекта — отлично, но в обычной школе это маловероятно. Педагоги, если и хотели бы, зажаты рамками программы и численностью класса.

Ситуация усложняется тем, что школьных предметов много. Если ребенок уже в средней школе, имеет смысл обсудить с ним, какие предметы ему интересны, и хочет ли он углубиться в них больше, чем это позволяет школьная программа. Также можно обсудить, изучение каких предметов можно оставить на уровне базовой школьной программы. Это поможет подростку учиться расставлять приоритеты и распределять время.

  1. Особенностью этого возраста является и общая недостаточность воли: ребенок еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Помогите ребенку разбить большую задачу на маленькие и простые шаги. Толково составленное и хорошо визуализированное расписание — хорошее подспорье. Можно написать его на бумаге и прикрепить к пробковой доске в комнате ребенка. Главное, чтобы ребенку было удобно им пользоваться. Здорово, если есть возможность отмечать сделанное в расписании. Это само по себе мотивирует.
  2. Спорт или занятия музыкой.

Эти вещи объединены в один пункт, так как речь идет не о физическом развитии. Общее между ними то, что в них и четкая цель, и дисциплина в одном флаконе. Как в спорте, так и в музыке результаты налицо, «как потопали, так и полопали». Поэтому эти занятия будут полезны ребенку не для того, чтобы стать профессиональным спортсменом или музыкантом, а потому что см. выше. К слову, это не проблема, если ребенку вдруг разонравился, к примеру, футбол, и теперь он хочет на плавание. Но происходить это должно не по щелчку, а с какого-то оговоренного времени: с нового учебного года, с Нового года, с лета и т.д. Это позволит преодолеть кратковременные кризисы, которые случаются у всех, кто занимается каким-то делом. Если к назначенному времени желание сменить увлечение не ушло, значит меняем.

  1. Практика «Я буду»/«Я не буду»

«Я буду»: выбираем полезный навык и нарабатываем его в течение двух месяцев. Учимся тайпингу, скорочтению, каллиграфии, печь пирожки или делать сайты. Неважно. Навык выбираем вместе с детьми, договариваемся о целях к концу периода. Наработка любого навыка предполагает систематические занятия и регулярные замеры результатов: не для оценки, а для того, чтобы помочь ребенку научиться соотносить процесс с результатом и вносить нужные корректировки при необходимости.Важно: один навык за раз. Через пару месяцев меняем или продолжаем. Как договоримся.

«Я не буду»: выбираем одну любую «вредную» привычку и воздерживаемся от нее в течение двух месяцев. Например, употреблять слова-паразиты, есть сладкое или «зависать» в телефоне перед сном. Чтобы помочь ребенку отслеживать достижения, делаем трекер, где можно записывать то, зачем наблюдаем. Это формирует осознанность в ребенке: он учится видеть то, на что обычно не обращает внимание.

  1. Начиная с этого возраста можно постепенно передавать ребенку ответственность за свои действия.

Все это требует огромного терпения, от взрослых в первую очередь. Лучшая стратегия — стратегия регулярных маленьких шагов. Настройтесь не на спринт, а на марафон. Любые попытки что-то форсировать будут после непродолжительного прогресса давать регресс. В реальности вы получите мощнейшее сопротивление.

Наша цель — делать по одному маленькому шагу за раз и не делать слишком резких движений. Ведь задача не в том, чтобы совершить разовый подвиг, а в том, чтобы создать устойчивый стереотип поведения. А для этого невероятно важно выстроить систему шагов и давать ребенку положительное подкрепление после каждого его достижения. Замечать и поддерживать даже самый маленький шаг в нужную сторону. Чем ребенок самостоятельнее, тем больше у него уверенности в себе. Дайте ребенку свободу, а не запреты.

  1. Свобода — это ответственность, пробы и ошибки.

Важно быть готовым к ошибкам ребенка и спокойно к ним относиться. Подростки в данный период часто экспериментируют со своей внешностью и интересами, постигают новое. Лучше, если такие эксперименты проходят, пока он рядом с вами, пока он ходит в школу, пока он в относительно безопасной окружающей среде друзей и знакомых. Так вы сможете его подстраховать.

Поощряйте общение и социальные связи, помогите находить возможности для коммуникации с друзьями — для ребенка важно быть в кругу сверстников.

Одна из главных задач подросткового периода — стать частью группы, активно прожить отношения между ее участниками. Дружба, любовь, предательство, заговоры, равнодушие, лидерство, изгнание, кто с кем общается, кто кому нравится и т.п. — все это для ребенка сейчас крайне важно и серьезно. Общение со сверстниками — это отличный способ для познания мира и развития эмоционального интеллекта. Не бойтесь обсуждать с ребенком взрослые вопросы — ему важно чувствовать, что вы готовы разговаривать на любые темы. Создавать и поддерживать дисциплину и режим дня.

ЧЕГО НЕ СТОИТ ОЖИДАТЬ

  • Эмоциональной стабильности. Гормональный бунт повышает чувствительность, а способность к самоконтролю еще не сформирована.
  • Последовательности в действиях и высказываниях. У подростка может быть «7 пятниц на неделе».
  • Что ребенок сразу будет самостоятельно выполнять все договоренности. Конечно, все бывает, но это казуистика, значит придется гибко и ненавязчиво контролировать его выполнение, постоянно давая конструктивную обратную связь.
  • Что ребенок будет выполнять требования родителей, если сами родители их не придерживаются. В этом возрасте дети максимально чувствительны к двойным стандартам.
свернуть

Советы психолога. Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье.

17.04.2023
развернуть

 

 

Сдаем экзамены (памятка психолога)

Советы психолога. Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье.

Как подготовиться психологически

-  Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

- Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

- Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать,если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево- вправо (15 секунд);

- напиши глазами своё имя, отчество, фамилию;

- попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете(20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на 3 части:

- готовься к экзаменам 8 часов в день;

- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй -8 часов;

- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли- это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

 

 

 

 

 

Накануне экзамена необходима активная защита:

1.Можно представить ситуацию экзамена во всех красках, со всеми чувствами, переживаниями, страшными мыслями, так как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена

  1. Если очень страшно, можно использовать прием «доведение до абсурда», где представляются все самые страшные и немыслимые подробности и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего.
  2. Перед сном хорошо совершить прогулку. Утром, перед экзаменом не вредно просто перелистать учебник.
  3. Один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом.

Как подготовиться психологически?

  • Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  • Если трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Лучшие способы формирования внимания:

  • Не позволяй себе делать работу небрежно!
  • Увлекай себя интересной, трудной, но посильной работой.
  • Будь дисциплинированным.
  • Развивай устойчивость внимания.
  • Формируй объём и и распределение внимания (например, упражнение «Индейцы и судья»).
  • Научиться переключать внимание.

Способы развития внимания:

  • Приучай себя внимательно работать в любой обстановке;
  • Наблюдай нескольких объектов;
  • выработай «маршрут восприятия».
  • Развивай у себя волевые качества;
  • Развивай устойчивость внимания;
  • Научи себя быть внимательным к людям – это лучший способ развития внимания.

«Разминка для мозга».

  • Растереть точку между бровей 7 раз.
  • Точки у крыльев носа.
  • Ямочка в центре подбородка (7раз)
  • Височные ямки (7раз)

Психологи шутят:

Когда светит приветливое летнее солнышко, мысли становятся более легкими и веселыми. И хотя впереди ждут экзамены, надо уметь расслабляться и шутить. Юмор – это сильнейшее оружие против стресса!

свернуть

Телефон доверия

17.04.2023
развернуть

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»  

8-017-270-24-01 (городской)

8-029-899-04-01 (МТС) с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер, Телеграм, Ватсап.

 

 

звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день…

 

 

Вы потеряли

близкого человека?

Вас бросили?

Вам страшно?

Вас избили или изнасиловали?

Вам кажется, что жизнь потеряла смысл?

 

Вам грустно или одиноко?

У Вас проблемы в семье

или на работе?

Вам трудно общаться

со своим ребёнком?

Вы испытываете боль, обиду, разочарование?

 Некому рассказать о своих переживаниях?

 

 

 

        Понимание, сочувствие и поддержка - совсем рядом!

помощь оказывается бесплатно и анонимно

без ограничений по возрасту, полу, национальности, месту жительства, состоянию здоровья, сексуальной ориентации

круглосуточно без выходных

ПОМНИТЕ : МЫ С ВАМИ!

Главное управление по здравоохранению Минского облисполкома

УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-

свернуть