Родительский Университет

Темы проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»  на   2023-2024 учебный год

развернуть

Темы проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта

«Родительский университет» 

на  

2023-2024 учебный год

1 класс

Тема 1. Адаптация учащихся в I классе (сентябрь)

Тема 2. Режим дня школьника (ноябрь)

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (январь)

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель)

2 класс

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться (октябрь)

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни (декабрь)

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка (февраль)

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье (май)

3 класс

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка (сентябрь)

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников (декабрь)

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок (январь)

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника (апрель)

4 класс

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов (сентябрь)

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей (декабрь)

Тема 3. Ребенок и компьютер (февраль)

Тема 4. Книги в жизни школьника (май) 

5 класс

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе (сентябрь)

Тема 2. Ребенок среди сверстников (ноябрь)

Тема 3. Ваш ребенок вырос (февраль)

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье (май)

6 класс

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи (сентябрь)

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков (декабрь)

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет (март)

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков (май)

7 класс

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников (сентябрь)

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков (ноябрь)

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста (февраль)

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков (апрель)

8 класс

Тема 1. Жизненные цели подростков (октябрь)

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия (декабрь)

Тема 3. Осторожно: суицид (март)

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях (май)

9 класс

Тема 1. Портрет современного подростка (сентябрь)

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия (ноябрь)

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (февраль)

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель)

10 класс

Тема 1. Здоровье - это жизнь (сентябрь)

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка (ноябрь)

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек (февраль)

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? (апрель)

11 класс

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? (октябрь)

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? (декабрь)

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни (март)

Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? (май)

свернуть

Консультации для законных представителей

развернуть

Родительский университет, его цели, задачи, направления работы

развернуть

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

свернуть

«Консультация для родителей. О насилии по отношению к детям

30.01.2023
развернуть

Актуальность. В последние десятилетия разрушился один из наиболее устойчивых мифов о том, что дети – это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Ещё совсем недавно считалось, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефективностью. Подчёркивая актуальность изучения

насилия и жестокого обращения, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.

Уже ни для кого не секрет, что ребёнок может столкнуться с

насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья не является исключением, несмотря на то, что данный социальный институт признан обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития общества.

Насилие в отношении детей и пренебрежение их основными

потребностями оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. 30% девочек, переживших сексуальное насилие и не получившие поддержку и профессиональную помощь, имеют беспорядочные половые связи, занимаются проституцией.

Для мальчиков-подростков, подвергшихся насилию, характерны также отклонения в поведении: жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.

                                               Виды насилия

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. abuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment – плохой, недостаточный уход)

Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон различный действий.

Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребёнку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия как удары кулаком, избиение, удары ногой, «трясение», кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияние сетчатки) или

Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности)

К этой форме насилия относится:

-открытое неприятие и постоянная критика подростка;

-угрозы в адрес ребёнка без применения физического насилия;

-оскорбление и унижение достоинства ребёнка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция;

-предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям, ложь и невыполнение взрослыми обещаний; психическое воздействие, вызвавшее у несовершеннолетнего психическую травму, и др.

К этой форме жестокости можно отнести ещё один вид насилия над  личностью – доведение до самоубийства. Статистика последних лет отмечает неуклонный рост суицидальных попыток среди школьников.

Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребёнка, или сексуальная эксплуатация ребёнка.

Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания, эксгибиционизм

(демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывание частей тела; вуайеризм (систематическое подглядывание); обман и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение

информации, несоответствующей возрасту, и инцест; демонстрация порно и развратные действия, а также непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.

         Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по воспитанию, защите и

обеспечению основных потребностей ребёнка, наносящие значительный вред нормальному развитию ребёнка или создающее серьёзный риск этого.

Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение.

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребёнка, либо угрожают правам и благополучию ребёнка.

Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника.

свернуть

Консультация для родителей по профилактике детского травматизма

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике детского травматизма

         Уважаемые родители! Детский травматизм — серьезная проблема, но если вы будете следить за своим ребенком и научите его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.

Предупреждение детского травматизма это:

1) устранение травмоопасных ситуаций;

2) физическое развитие ребенка, так как физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы;

3) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Дорожно-транспортный травматизм

  • Разработайте вместе с ребёнком наиболее безопасный путь до школы. Пройдите вместе с ним по разработанному маршруту в школу и обратно домой.
  • Объясните ребенку, что в городе ходить нужно только по тротуару. Если тротуара нет, то идти следует по левой стороне улицы, навстречу движущемуся транспорту. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги.
  • Научите ребенка переходить улицу только по пешеходному переходу, дождавшись зеленого сигнала светофора для пешеходов и убедившись, что все машины остановились. Объясните, что, переходя дорогу, сначала следует посмотреть налево, а потом направо.
  • Объясните ребенку, что нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке транспортом (автобусом, троллейбусом, трамваем). Нужно подождать, пока транспорт отойдет, и только потом начать переход.
  • Отправляя ребенка кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нем надеты средства защиты, и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала.
  • Не разрешайте ребенку использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги. •

 Научите ребенка различать транспортные средства, запомнить, какие из них представляют наибольшую опасность.

  • Обучите ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде, использованию в обязательном порядке защитных шлемов и других приспособлений.
  • Объясните детям, насколько опасно катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
  • Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!
  • Запрещайте детям кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов, садиться и высаживаться на ходу поезда; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда; подходить к вагону до полной остановки поезда.
  • Не разрешайте детям прыгать с платформы на железнодорожные пути; устраивать на платформе и на железнодорожных путях игры; бежать по платформе рядом с вагоном движущегося поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда.
  • Объясняйте детям, что крайне опасно на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь; переходить через железнодорожные пути перед близко стоящим поездом; переходить путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии поезда встречного направления; проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.

Утопление

  • Научите детей правилам поведения на воде и не оставляйте их без присмотра вблизи водоемов.
  • Научите детей плавать с раннего возраста.
  • Обязательно используйте детские спасательные жилеты соответствующего размера при всех вариантах отдыха на открытой воде (лодки, плоты, водные велосипеды, «бананы», катера, яхты и др.).
  • Обязательно и надежно закрывайте колодцы, цистерны, бочки с водой и т.д.
  • Помните, что занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Отравления.

  • Давайте ребенку медикаменты только строго по назначению врача, и ни в коем случае не давайте ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста; храните медикаменты в недоступных для детей местах.
  • Ни в коем случае не храните в бутылках для пищевых продуктов отбеливатели, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, медикаменты, горючие вещества - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в абсолютно недоступном для детей месте.
  • Научите ребенка правильно вести себя в лесу, следите за ребенком при прогулках по лесу, так как ядовитые грибы и ягоды, другие растения являются возможной причиной тяжелых отравлений.
  • Неукоснительно соблюдайте правила противопожарной безопасности во всех местах пребывания детей, особенно там, где есть открытый огонь (печи, камины, бани и т.д.) во избежание отравления угарным газом.

 Поражения электрическим током.

  • Обязательно закрывайте электрические розетки специальными защитными накладками;
  • Запретите детям трогать электрические провода (особенно обнаженные), подходить к ним близко, играть в местах, где есть электрические провода, розетки и т.п.
  • Научите детей, учитывая их возраст, правильно и осторожно пользоваться необходимыми домашними электроприборами.

Ожоги

  • Научите детей правильно и осторожно обращаться с домашними нагревательными приборами и различными источниками тепла и огня.
  • Блокируйте по возможности регуляторы газовых горелок. Устанавливайте на плиты кастрюли и сковородки так, чтобы дети не могли опрокинуть на себя горячую пишу.
  • Объясните детям, что необходимо держаться подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард и т.п. • Убирайте в абсолютно недоступные для детей места легковоспламеняющиеся жидкости, спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.
  • Оберегайте ребенка от солнечных ожогов, солнечного и теплового «ударов».

Кататравма (падение с высоты)

  • Не разрешайте детям лазить в опасных местах (лестничные пролеты, крыши, гаражи, стройки, деревья, необорудованные детские площадки, загроможденные дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты и др.).
  • Устанавливайте надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах.
  • Запретите детям самим открывать окна и балконы, взбираться на подоконники, свешиваться с лестничных перил.
  • Создайте для ребенка травмобезопасную среду пребывания дома: устраните нагромождение мебели, закрепите люстры, книжные полки, картины.
  • Обязательно учите старших детей присматривать за младшими.

Удушье (асфиксия)

  • Научите детей правильно вести себя во время еды: не баловаться, не смеяться, не играть и не разговаривать с полным ртом, осторожно и аккуратно есть рыбу, еду с косточкам, семечками и т.д.
  • Запретите детям надевать на голову во время игры пластиковые пакеты, другие предметы, не пропускающие воздух, забираться в узкие труднодоступные места, шкафы, холодильники, морозильные камеры и т.п.
  • Объясните детям, насколько опасно брать в рот мелкие предметы (монеты, пуговицы, гайки и др.), так как от них может наступить удушье.
  • Научите детей правильно и осторожно обращаться с колющимися и режущими предметами: ножами, лезвиями, ножницами и т.п.

 

Уважаемые родители! Помните!

Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным!

В этом вам помогут: знание психологовозрастных и физиологических особенностей детей, взаимопонимание и терпение, проявление заинтересованности к жизни ребенка, его чувствам и эмоциям, личный пример в поведении.

 «Золотые правила воспитания»

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. • будьте не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. • Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
  • Начните как можно раньше формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. • Как можно больше времени проводите вместе со всей семьёй.
  • Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
  • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
  • Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
  • Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
  • Признавайте свои ошибки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
  • Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему.
  • Не унижайте ребенка!
  • Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
свернуть