Родительский Университет

План работы родительского университета на 2024/2025 учебный год

развернуть

План

работы родительского университета

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 1 имени П.И. уприянова г. Жодино»

на 2024/2025 учебный год

 ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки проведения

Ответственные

1-ый класс

11

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Лекция

Сентябрь 2024

Постникова Н.Н., классный руководитель, педагог-психолог Дунаева А.А.

12

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

Мастер-класс

Ноябрь

2024

Постникова Н.Н., классный руководитель, медицинский работник

13

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Форум

Февраль

2025

Постникова Н.Н., классный руководитель

14

Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Занятие с элементами тренинга

Апрель

  2025

Постникова Н.Н., классный руководитель

2-ой класс

21

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Семинар-практикум

Сентябрь 2024

Юбко С.М., классный руководитель

22

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Круглый стол

Ноябрь

2024

Юбко С.М., классный руководитель, медицинский работник

23

Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Лекция

Февраль

2025

Юбко С.М., классный руководитель, Савко О.А., педагог социальный

 

24

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Дискуссия

Апрель

  2025

Юбко С.М., классный руководитель

3-ий класс

31

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Беседа

Сентябрь 2024

Гарбузова В.А., классный руководитель

32

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

Лекция

Ноябрь

2024

Гарбузова В.А., классный руководитель

33

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Практикум

Февраль

2025

Гарбузова В.А., классный руководитель, учитель физической культуры и здоровья

34

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации.Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Занятие с элементами тренинга

Апрель

  2025

Гарбузова В.А., классный руководитель, Савко О.А., педагог социальный

 

4-ый класс

41

Тема 1. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

 

Круглый стол

Сентябрь 2024

Ковалевская Н.И., классный руководитель

42

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Круглый стол

Ноябрь

2024

Ковалевская Н.И., классный руководитель;

Савко О.А., педагог социальный

 

43

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

 

Лекция

Февраль

2025

Ковалевская Н.И., классный руководитель

44

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Дискуссия

Апрель

  2025

Ковалевская Н.И., классный руководитель

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы

проведения

Сроки проведения

Ответственные

5-ый класс

11

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Семинар-практикум

Октябрь

2024

Дунаева А.А., классный руководитель

12

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

 

Семинар-практикум

Декабрь

2024

Дунаева А.А., классный руководитель

13

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

Лекция

Март

2025

Дунаева А.А., классный руководитель

14

Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Дискуссия

Май

2025

Дунаева А.А., классный руководитель;

Савко О.А., педагог социальный

6-ой класс

21

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Беседа

Октябрь

2024

Железная А.А., классный руководитель;

Савко О.А. педагог социальный

22

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Лекция

Декабрь

2024

Железная А.А., классный руководитель;

Савко О.А. педагог социальный

23

Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Семинар-практикум

Март

2025

Железная А.А., классный руководитель;

Савко О.А. педагог социальный

 

24

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период

Беседа

Май

2025

Железная А.А., классный руководитель

7- ой класс

31

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Лекция

Октябрь

2024

Шепелевич Н.М., классный руководитель

32

Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте.Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех

 

Семинар-практикум

Декабрь

2024

Шепелевич Н.М., классный руководитель

33

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Занятие с элементами тренинга

Март

2025

Шепелевич Н.М., классный руководитель,

Савко О.А., педагог социальный

 

34

Тема 4. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май 2025

Шепелевич Н.М., классный руководитель,

Савко О.А., педагог социальный

 

8-ой класс

41

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Беседа

Октябрь

2024

Мороз И.А., классный руководитель

Савко О.А., педагог социальный

42

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Лекция

Ноябрь

2024

Мороз И.А., классный руководитель

Дунаева А.А., педагог-психолог

 

43

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Семинар-практикум

Февраль

2025

Мороз И.А., классный руководитель

Дунаева А.А., педагог-психолог

 

44

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Семинар-практикум

Апрель

2025

Мороз И.А., классный руководитель

Савко О.А., педагог социальный

 

 

9-ый класс

51

Тема 1.Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Семинар-практикум

Сентябрь

2024

Кулакова И.И., классный руководитель;

Савко О.А.,

педагог социальный

52

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Занятие с элементами тренинга

Ноябрь

2024

Кулакова И.И., классный руководитель;

Савко О.А.,

педагог социальный

53

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

Беседа

Январь

2025

Кулакова И.И., классный руководитель;

учитель физической культуры и здоровья

54

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Семинар-практикум

Май

2025

Кулакова И.И., классный руководитель;

Дунаева А.А.,

педагог-психолог

             

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки

проведения

Ответственные

10-ый класс

11

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

Лекция

Сентябрь 2024

Шарая Е.Д.,

 Шлыкович Т.Е. классные руководители;

медицинский работник

12

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

Дискуссия

Декабрь

2024

Шарая Е.Д.,

 Шлыкович Т.Е. классные руководители;

Дунаева А.А., педагог-психолог

13

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек.Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи.

Лекция

Январь

2025

Шарая Е.Д.,

 Шлыкович Т.Е. классные руководители;

 

14

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Дискуссия

Май

2025

Шарая Е.Д., Шлыкович Т.Е. классные руководители;

 

11-ый класс

21

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Беседа

Октябрь

2024

Каримова Н.С., Силуянов Е.А., классные руководители

22

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Лекция

Декабрь

2024

Каримова Н.С., Силуянов Е.А., классные руководители,

Савко О.А., педагог социальный

23

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Дискуссия

Март

2025

Каримова Н.С., Силуянов Е.А., классные руководители

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Семинар-практикум

Май

2025

Каримова Н.С., Силуянов Е.А., классные руководители,

Дунаева А.А.

 

свернуть

Консультации для законных представителей

развернуть

Родительский университет, его цели, задачи, направления работы

развернуть

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

  1. Организационное:
  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
  1. Информационно-просветительское:
  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

свернуть

«Консультация для родителей. О насилии по отношению к детям

развернуть

Актуальность. В последние десятилетия разрушился один из наиболее устойчивых мифов о том, что дети – это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Ещё совсем недавно считалось, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефективностью. Подчёркивая актуальность изучения

насилия и жестокого обращения, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.

Уже ни для кого не секрет, что ребёнок может столкнуться с

насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья не является исключением, несмотря на то, что данный социальный институт признан обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития общества.

Насилие в отношении детей и пренебрежение их основными

потребностями оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. 30% девочек, переживших сексуальное насилие и не получившие поддержку и профессиональную помощь, имеют беспорядочные половые связи, занимаются проституцией.

Для мальчиков-подростков, подвергшихся насилию, характерны также отклонения в поведении: жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.

                                               Виды насилия

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. abuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment – плохой, недостаточный уход)

Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон различный действий.

Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребёнку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия как удары кулаком, избиение, удары ногой, «трясение», кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияние сетчатки) или

Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности)

К этой форме насилия относится:

-открытое неприятие и постоянная критика подростка;

-угрозы в адрес ребёнка без применения физического насилия;

-оскорбление и унижение достоинства ребёнка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция;

-предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям, ложь и невыполнение взрослыми обещаний; психическое воздействие, вызвавшее у несовершеннолетнего психическую травму, и др.

К этой форме жестокости можно отнести ещё один вид насилия над  личностью – доведение до самоубийства. Статистика последних лет отмечает неуклонный рост суицидальных попыток среди школьников.

Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребёнка, или сексуальная эксплуатация ребёнка.

Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания, эксгибиционизм

(демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывание частей тела; вуайеризм (систематическое подглядывание); обман и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение

информации, несоответствующей возрасту, и инцест; демонстрация порно и развратные действия, а также непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.

         Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по воспитанию, защите и

обеспечению основных потребностей ребёнка, наносящие значительный вред нормальному развитию ребёнка или создающее серьёзный риск этого.

Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение.

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребёнка, либо угрожают правам и благополучию ребёнка.

Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника.

свернуть

Консультация для родителей по профилактике детского травматизма

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике детского травматизма

         Уважаемые родители! Детский травматизм — серьезная проблема, но если вы будете следить за своим ребенком и научите его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.

Предупреждение детского травматизма это:

1) устранение травмоопасных ситуаций;

2) физическое развитие ребенка, так как физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы;

3) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Дорожно-транспортный травматизм

  • Разработайте вместе с ребёнком наиболее безопасный путь до школы. Пройдите вместе с ним по разработанному маршруту в школу и обратно домой.
  • Объясните ребенку, что в городе ходить нужно только по тротуару. Если тротуара нет, то идти следует по левой стороне улицы, навстречу движущемуся транспорту. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги.
  • Научите ребенка переходить улицу только по пешеходному переходу, дождавшись зеленого сигнала светофора для пешеходов и убедившись, что все машины остановились. Объясните, что, переходя дорогу, сначала следует посмотреть налево, а потом направо.
  • Объясните ребенку, что нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке транспортом (автобусом, троллейбусом, трамваем). Нужно подождать, пока транспорт отойдет, и только потом начать переход.
  • Отправляя ребенка кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нем надеты средства защиты, и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала.
  • Не разрешайте ребенку использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги. •

 Научите ребенка различать транспортные средства, запомнить, какие из них представляют наибольшую опасность.

  • Обучите ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде, использованию в обязательном порядке защитных шлемов и других приспособлений.
  • Объясните детям, насколько опасно катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
  • Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!
  • Запрещайте детям кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов, садиться и высаживаться на ходу поезда; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда; подходить к вагону до полной остановки поезда.
  • Не разрешайте детям прыгать с платформы на железнодорожные пути; устраивать на платформе и на железнодорожных путях игры; бежать по платформе рядом с вагоном движущегося поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда.
  • Объясняйте детям, что крайне опасно на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь; переходить через железнодорожные пути перед близко стоящим поездом; переходить путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии поезда встречного направления; проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.

Утопление

  • Научите детей правилам поведения на воде и не оставляйте их без присмотра вблизи водоемов.
  • Научите детей плавать с раннего возраста.
  • Обязательно используйте детские спасательные жилеты соответствующего размера при всех вариантах отдыха на открытой воде (лодки, плоты, водные велосипеды, «бананы», катера, яхты и др.).
  • Обязательно и надежно закрывайте колодцы, цистерны, бочки с водой и т.д.
  • Помните, что занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Отравления.

  • Давайте ребенку медикаменты только строго по назначению врача, и ни в коем случае не давайте ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста; храните медикаменты в недоступных для детей местах.
  • Ни в коем случае не храните в бутылках для пищевых продуктов отбеливатели, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, медикаменты, горючие вещества - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в абсолютно недоступном для детей месте.
  • Научите ребенка правильно вести себя в лесу, следите за ребенком при прогулках по лесу, так как ядовитые грибы и ягоды, другие растения являются возможной причиной тяжелых отравлений.
  • Неукоснительно соблюдайте правила противопожарной безопасности во всех местах пребывания детей, особенно там, где есть открытый огонь (печи, камины, бани и т.д.) во избежание отравления угарным газом.

 Поражения электрическим током.

  • Обязательно закрывайте электрические розетки специальными защитными накладками;
  • Запретите детям трогать электрические провода (особенно обнаженные), подходить к ним близко, играть в местах, где есть электрические провода, розетки и т.п.
  • Научите детей, учитывая их возраст, правильно и осторожно пользоваться необходимыми домашними электроприборами.

Ожоги

  • Научите детей правильно и осторожно обращаться с домашними нагревательными приборами и различными источниками тепла и огня.
  • Блокируйте по возможности регуляторы газовых горелок. Устанавливайте на плиты кастрюли и сковородки так, чтобы дети не могли опрокинуть на себя горячую пишу.
  • Объясните детям, что необходимо держаться подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард и т.п. • Убирайте в абсолютно недоступные для детей места легковоспламеняющиеся жидкости, спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.
  • Оберегайте ребенка от солнечных ожогов, солнечного и теплового «ударов».

Кататравма (падение с высоты)

  • Не разрешайте детям лазить в опасных местах (лестничные пролеты, крыши, гаражи, стройки, деревья, необорудованные детские площадки, загроможденные дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты и др.).
  • Устанавливайте надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах.
  • Запретите детям самим открывать окна и балконы, взбираться на подоконники, свешиваться с лестничных перил.
  • Создайте для ребенка травмобезопасную среду пребывания дома: устраните нагромождение мебели, закрепите люстры, книжные полки, картины.
  • Обязательно учите старших детей присматривать за младшими.

Удушье (асфиксия)

  • Научите детей правильно вести себя во время еды: не баловаться, не смеяться, не играть и не разговаривать с полным ртом, осторожно и аккуратно есть рыбу, еду с косточкам, семечками и т.д.
  • Запретите детям надевать на голову во время игры пластиковые пакеты, другие предметы, не пропускающие воздух, забираться в узкие труднодоступные места, шкафы, холодильники, морозильные камеры и т.п.
  • Объясните детям, насколько опасно брать в рот мелкие предметы (монеты, пуговицы, гайки и др.), так как от них может наступить удушье.
  • Научите детей правильно и осторожно обращаться с колющимися и режущими предметами: ножами, лезвиями, ножницами и т.п.

 

Уважаемые родители! Помните!

Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным!

В этом вам помогут: знание психологовозрастных и физиологических особенностей детей, взаимопонимание и терпение, проявление заинтересованности к жизни ребенка, его чувствам и эмоциям, личный пример в поведении.

 «Золотые правила воспитания»

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. • будьте не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. • Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
  • Начните как можно раньше формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. • Как можно больше времени проводите вместе со всей семьёй.
  • Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
  • Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
  • Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
  • Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
  • Признавайте свои ошибки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
  • Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему.
  • Не унижайте ребенка!
  • Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
свернуть
поделиться в: