Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 имени П.И. Куприянова г. Жодино»
План
работы родительского университета
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 1 имени П.И. уприянова г. Жодино»
на 2024/2025 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IVклассов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
1-ый класс |
||||
11 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
Лекция |
Сентябрь 2024 |
Постникова Н.Н., классный руководитель, педагог-психолог Дунаева А.А. |
12 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
Мастер-класс |
Ноябрь 2024 |
Постникова Н.Н., классный руководитель, медицинский работник |
13 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
Форум |
Февраль 2025 |
Постникова Н.Н., классный руководитель |
14 |
Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Занятие с элементами тренинга |
Апрель 2025 |
Постникова Н.Н., классный руководитель |
2-ой класс |
||||
21 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
Семинар-практикум |
Сентябрь 2024 |
Юбко С.М., классный руководитель |
22 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
Круглый стол |
Ноябрь 2024 |
Юбко С.М., классный руководитель, медицинский работник |
23 |
Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
Лекция |
Февраль 2025 |
Юбко С.М., классный руководитель, Савко О.А., педагог социальный
|
24 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
Дискуссия |
Апрель 2025 |
Юбко С.М., классный руководитель |
3-ий класс |
||||
31 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Беседа |
Сентябрь 2024 |
Гарбузова В.А., классный руководитель |
32 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
Лекция |
Ноябрь 2024 |
Гарбузова В.А., классный руководитель |
33 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Практикум |
Февраль 2025 |
Гарбузова В.А., классный руководитель, учитель физической культуры и здоровья |
34 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации.Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Занятие с элементами тренинга |
Апрель 2025 |
Гарбузова В.А., классный руководитель, Савко О.А., педагог социальный
|
4-ый класс |
||||
41 |
Тема 1. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
|
Круглый стол |
Сентябрь 2024 |
Ковалевская Н.И., классный руководитель |
42 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
Круглый стол |
Ноябрь 2024 |
Ковалевская Н.И., классный руководитель; Савко О.А., педагог социальный
|
43 |
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.
|
Лекция |
Февраль 2025 |
Ковалевская Н.И., классный руководитель |
44 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Дискуссия |
Апрель 2025 |
Ковалевская Н.И., классный руководитель |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
||
5-ый класс |
||||||
11 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Семинар-практикум |
Октябрь 2024 |
Дунаева А.А., классный руководитель |
||
12 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
Семинар-практикум |
Декабрь 2024 |
Дунаева А.А., классный руководитель |
||
13 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
Лекция |
Март 2025 |
Дунаева А.А., классный руководитель |
||
14 |
Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
Дискуссия |
Май 2025 |
Дунаева А.А., классный руководитель; Савко О.А., педагог социальный |
||
6-ой класс |
||||||
21 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Беседа |
Октябрь 2024 |
Железная А.А., классный руководитель; Савко О.А. педагог социальный |
||
22 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Лекция |
Декабрь 2024 |
Железная А.А., классный руководитель; Савко О.А. педагог социальный |
||
23 |
Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Семинар-практикум |
Март 2025 |
Железная А.А., классный руководитель; Савко О.А. педагог социальный
|
||
24 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период |
Беседа |
Май 2025 |
Железная А.А., классный руководитель |
||
7- ой класс |
||||||
31 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
Лекция |
Октябрь 2024 |
Шепелевич Н.М., классный руководитель |
||
32 |
Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте.Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех
|
Семинар-практикум |
Декабрь 2024 |
Шепелевич Н.М., классный руководитель |
||
33 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
Занятие с элементами тренинга |
Март 2025 |
Шепелевич Н.М., классный руководитель, Савко О.А., педагог социальный
|
||
34 |
Тема 4. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
|
Беседа
|
Май 2025 |
Шепелевич Н.М., классный руководитель, Савко О.А., педагог социальный
|
||
8-ой класс |
||||||
41 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Беседа |
Октябрь 2024 |
Мороз И.А., классный руководитель Савко О.А., педагог социальный |
||
42 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
Лекция |
Ноябрь 2024 |
Мороз И.А., классный руководитель Дунаева А.А., педагог-психолог
|
||
43 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Семинар-практикум |
Февраль 2025 |
Мороз И.А., классный руководитель Дунаева А.А., педагог-психолог
|
||
44 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Семинар-практикум |
Апрель 2025 |
Мороз И.А., классный руководитель Савко О.А., педагог социальный
|
||
|
9-ый класс |
|||||
51 |
Тема 1.Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
Семинар-практикум |
Сентябрь 2024 |
Кулакова И.И., классный руководитель; Савко О.А., педагог социальный |
||
52 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
Занятие с элементами тренинга |
Ноябрь 2024 |
Кулакова И.И., классный руководитель; Савко О.А., педагог социальный |
||
53 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
Беседа |
Январь 2025 |
Кулакова И.И., классный руководитель; учитель физической культуры и здоровья |
||
54 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
Семинар-практикум |
Май 2025 |
Кулакова И.И., классный руководитель; Дунаева А.А., педагог-психолог |
||
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
10-ый класс |
||||
11 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня. |
Лекция |
Сентябрь 2024 |
Шарая Е.Д., Шлыкович Т.Е. классные руководители; медицинский работник |
12 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
Дискуссия |
Декабрь 2024 |
Шарая Е.Д., Шлыкович Т.Е. классные руководители; Дунаева А.А., педагог-психолог |
13 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек.Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. |
Лекция |
Январь 2025 |
Шарая Е.Д., Шлыкович Т.Е. классные руководители;
|
14 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
Дискуссия |
Май 2025 |
Шарая Е.Д., Шлыкович Т.Е. классные руководители;
|
11-ый класс |
||||
21 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. |
Беседа |
Октябрь 2024 |
Каримова Н.С., Силуянов Е.А., классные руководители |
22 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
Лекция |
Декабрь 2024 |
Каримова Н.С., Силуянов Е.А., классные руководители, Савко О.А., педагог социальный |
23 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
Дискуссия |
Март 2025 |
Каримова Н.С., Силуянов Е.А., классные руководители |
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
Семинар-практикум |
Май 2025 |
Каримова Н.С., Силуянов Е.А., классные руководители, Дунаева А.А. |
свернуть
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
III. Содержательное:
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
свернутьАктуальность. В последние десятилетия разрушился один из наиболее устойчивых мифов о том, что дети – это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Ещё совсем недавно считалось, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефективностью. Подчёркивая актуальность изучения
насилия и жестокого обращения, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.
Уже ни для кого не секрет, что ребёнок может столкнуться с
насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья не является исключением, несмотря на то, что данный социальный институт признан обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития общества.
Насилие в отношении детей и пренебрежение их основными
потребностями оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. 30% девочек, переживших сексуальное насилие и не получившие поддержку и профессиональную помощь, имеют беспорядочные половые связи, занимаются проституцией.
Для мальчиков-подростков, подвергшихся насилию, характерны также отклонения в поведении: жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.
Виды насилия
Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. abuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment – плохой, недостаточный уход)
Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон различный действий.
Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребёнку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия как удары кулаком, избиение, удары ногой, «трясение», кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияние сетчатки) или
Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности)
К этой форме насилия относится:
-открытое неприятие и постоянная критика подростка;
-угрозы в адрес ребёнка без применения физического насилия;
-оскорбление и унижение достоинства ребёнка;
-преднамеренная физическая или социальная изоляция;
-предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям, ложь и невыполнение взрослыми обещаний; психическое воздействие, вызвавшее у несовершеннолетнего психическую травму, и др.
К этой форме жестокости можно отнести ещё один вид насилия над личностью – доведение до самоубийства. Статистика последних лет отмечает неуклонный рост суицидальных попыток среди школьников.
Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребёнка, или сексуальная эксплуатация ребёнка.
Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания, эксгибиционизм
(демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывание частей тела; вуайеризм (систематическое подглядывание); обман и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение
информации, несоответствующей возрасту, и инцест; демонстрация порно и развратные действия, а также непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.
Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по воспитанию, защите и
обеспечению основных потребностей ребёнка, наносящие значительный вред нормальному развитию ребёнка или создающее серьёзный риск этого.
Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребёнка, либо угрожают правам и благополучию ребёнка.
Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника.
свернутьПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике детского травматизма
Уважаемые родители! Детский травматизм — серьезная проблема, но если вы будете следить за своим ребенком и научите его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.
Предупреждение детского травматизма это:
1) устранение травмоопасных ситуаций;
2) физическое развитие ребенка, так как физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы;
3) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Дорожно-транспортный травматизм
Научите ребенка различать транспортные средства, запомнить, какие из них представляют наибольшую опасность.
Утопление
Отравления.
Поражения электрическим током.
Ожоги
Кататравма (падение с высоты)
Удушье (асфиксия)
Уважаемые родители! Помните!
Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным!
В этом вам помогут: знание психологовозрастных и физиологических особенностей детей, взаимопонимание и терпение, проявление заинтересованности к жизни ребенка, его чувствам и эмоциям, личный пример в поведении.
«Золотые правила воспитания»